В Анкаре считают, что европейцев должна беспокоить Италия, а не Турция
Читать на сайте Вестник КавказаВ конце минувшей недели на переговорах с Владимиром Путиным премьер-министр Греции Алексис Ципрас, заметив, что на переговорах обсуждались возможности продвижения "Турецкого потока" через Турцию и Грецию в Италию и в дальнейшем в Европу, заявил: "Внутри Евросоюза существуют двойные стандарты, когда, с одной стороны, побуждают, а с другой стороны, препятствуют развитию "Турецкого потока" в сторону Греции и Италии. По Италии внутри Евросоюза есть стабильная позиция, и мы считаем, что по этим вопросам в будущем будет достигнуто взаимопонимание, что нельзя применять двойные стандарты со стороны Еврокомиссии".
Между тем противостояние правительства Италии с Европейским союзом из-за бюджета, которое напугало инвесторов и повысило стоимость заимствований страны, продолжается.
Как отмечает турецкая ежедневная газета "Хюрриет" в материале Why Europeans should lose sleep over Italy and not Turkey? пишет, что чистые активы государственного сектора состоят из общей стоимости его финансовых активов за вычетом непогашенных обязательств. Рост чистых активов свидетельствует о силе и хорошем состоянии государственных финансов. Этот показатель также демонстрирует, что правительство может продолжать политические программы, не оказывая дополнительного финансового давления на экономику страны. Снижение же чистых доходов указывает на хрупкость существующей системы и необходимость принятия политических мер, таких как повышение налогов и/или сокращение государственных расходов. Действительно, чистые активы отражают только финансовую сторону баланса государственного сектора и не учитывает нефинансовую составляющую. Нефинансовые активы правительства включают здания, инфраструктуру, землю и машинное оборудование, а под нефинансовыми обязательствами подразумеваются пенсии и расходы на здравоохранение. Поскольку оценка нефинансовой части баланса в странах ОЭСР не стандартизирована, делать какие-либо выводы на основе нефинансовых активов достаточно сложно. Например, многие макроэкономисты утверждают, что не стоит беспокоиться о снижении финансовых активов таких стран, как США и Япония, потому что эти страны богаты.
Следующий краткий анализ сфокусирован на финансовой составляющей баланса и использует чистые активы государственного сектора (в процентах от ВВП).
Основываясь на данных ОЭСР за 2017 год, чистые активы государственного сектора разных стран (исключая Норвегию) в среднем составляли -74% от ВВП, а это означает, что на каждый процент ВВП в активах на правительства приходилось 1,74% от ВВП.
Страны Северной Европы, такие как богатая нефтью Норвегия и Швеция, имеют лучшие финансовые показатели, а Греция и Италия - худшие. У Греции финансовые проблемы еще с 2010 года. Однако ситуация в Италии тоже далека от идеала. Чистые активы государственного сектора страны составляют -126% от ВВП. Италия входит в число стран с самым большим госдолгом ($2,3 трлн) и наибольшим уровнем безработицы. Кроме того, итальянская правящая коалиция, состоящая из партий Движение Пяти звезд и Лига Севера, анонсировала бюджет, в котором предусматривается еще больший дефицит в 2019 году. При этом рынки ожидали противоположного, учитывая падение чистых активов страны. Финансовые игроки надеялись на принятие более ответственной финансовой политики и плана по сокращению долга страны. Популистское правительство Италии и антиевропейская риторика не помогают улучшить ситуацию.
Все это объясняет беспокойство по поводу ситуации в Италии, а также то, почему европейские финансовые рынки оказались под таким давлением. Италия слишком важна для европроекта, и европейцы, особенно немцы, не могут позволить ей отказаться от единой валюты.
Финансовое положение правительства Турции намного лучше, особенно в вопросе чистых активов, которые на данный момент составляют -17,4% от ВВП. Турецкие политики стараются развивать сотрудничество со своими европейскими партнерами Германией и Францией. Однако нельзя сказать, что в Турции нет проблем. Существуют серьезные вопросы, которые необходимо срочно разрешить. У турецкого правительства меньше нефинансовых активов, чем у итальянского. Тем не менее Турции легче преодолеть трудности, чем Италии, поскольку масштабы проблем с госдолгом намного меньше. Конечно, этот аргумент актуален только при условии, что Турция продолжит серьезно подходить к решению финансовых вопросов. Правительству также необходимо найти правильный подход к решению существующих проблем. Вместо того, чтобы следовать традиционным рецептам, турецкое государство может позволить себе пойти на более креативные шаги, чтобы преобразовать экономику. Это будет тяжелый путь, но его необходимо пройти.