Жесткие меры экономии не помогли Италии
Читать на сайте Вестник КавказаНелепая и яростная атака на экономическую политику Италии, прописанную в бюджете на следующий год, вызывает панику на рынках и демонстрирует картину хронически непродуманных внутриевропейских отношений. EuОbserver в статье Austerity did not help Italy - maybe spending will? пишет, что лишенная независимой денежно-кредитной политики и гибкого обменного курса для управления спросом и занятостью Италия несколько изменила свою ограничительную финансовую позицию, чтобы оказать поддержку экономической деятельности и предотвратить циклический спад в 2019-2020 годах.
Экономический рост в стране медленный. Ожидается, что ВВП Италии вырастет на 1,1% в 2018 году и 1,2% в 2020 году. Это почти в два раза медленнее, чем в еврозоне, и в пять раз медленнее, чем в Польше. Помимо экспорта, все основные компоненты спроса выглядят слабыми. Потребление домашних хозяйств, составляющих почти две трети ВВП, сдерживается высоким уровнем безработицы и отсутствием реальной прибыли из-за низкой заработной платы и третьим по величине (после Греции и Испании) уровнем безработицы в зоне евро. 10,7% рабочей силы Италии, а также треть молодежи не работает. Кроме того, 6,5 млн итальянцев, составляющих более десятой части населения, живут за чертой бедности. Правительство Италии находится в противостоянии с Европейской комиссией. Вместо того, чтобы сократить государственный дефицит, как и обещало предыдущее правительство, новое правительство планирует значительно расширить его, главным образом, для увеличения социальных расходов.
Добро пожаловать в клуб
Поскольку долг Италии превышает 130% ВВП, а его структурный (циклически скорректированный) бюджетный баланс все еще находится в дефиците, предлагаемый бюджет нарушает финансовые правила ЕС. Но Италия не единственная страна, государственный долг которой превышает 60% от ВВП: подобная ситуация сложилась в Бельгии, Германии, Ирландии, Франции, на Кипре, в Австрии, Португалии, Словении и Финляндии.
Предыдущее правительство было вытеснено как и его чудо-план жесткой экономии, который не сработал. После двух лет финансового ослабления, которое привело к росту структурного дефицита до 1,3% ВВП в 2018 году, правительственная программа предусматривала незначительное ужесточение фискальной политики в 2018 году, а затем дальнейшее ужесточение до 0,6% в 2019 году и 0,5% в 2020 году. Это ужесточение привело бы к сокращению бюджетного дефицита Италии примерно до нуля к 2021 году, что случилось бы впервые с 1926 года.
Оправдывает ли такая финансовая цель свою потенциальную стоимость? Электорат так не думал, и возможно, экономике это бы не помогло. Нынешнее правительство предлагает сочетание низких налогов для самозанятых и базовый доход в размере 780 евро для всех взрослых, проживающих в Италии в течение последних пяти лет, дополнительную помощь для пенсионеров или работающих бедных, а также условное пособие для безработных.
Правительство также хочет освободить рынок труда, увеличить шансы на досрочный выход на пенсию, а также расходы на инфраструктуру. Италия пережила два потерянных десятилетия в еврозоне, и, по мнению комиссии ЕС, надлежащий способ решения проблем - жесткие меры экономии. Даже при увеличении расходов Италия все еще вписывается в рамки бюджетных правил еврозоны.
Прогнозируемый дефицит бюджета страны в размере 2,4% ВВП на следующий финансовый год ниже предельного трехпроцентного дефицита в валютном союзе.
Из-за чего вся эта суета?
Почему никто не возражает против того, что у Франции и Испании будет больший дефицит, чем у Италии? Возможно, политические взгляды Италии не всем по нраву, но правительство страны имеет право осуществить реформы для роста, потому что жесткая экономия не помогла им ускорить экономику.
Теперь они пытаются использовать другой путь для поддержки своей экономической деятельности, повышения потребления и занятости. Как на европейском, так и на мировом рынках необходимо новое видение, потому что требование продолжать ошибочный прошлый курс приведет к снижению роста и увеличению долгов в Италии.
В ходе европейских дебатов, некоторые эксперты поддержали итальянскую позицию, в том числе польский премьер-министр Матеуш Моравецкий. Для Италии было бы целесообразно сосредоточиться на устранении проблем в налоговой системе для улучшения состояния государственных финансов и получения дополнительных доходов для проведения социальных реформ и реформ в сфере бизнеса, как делает Польша последние три года.
Экономические результаты Польши получили высокую оценку многих европейских и мировых рейтингов. Возможно, это путь вперед для Италии, который поможет преодолеть отторжение общества и уменьшит количество лазеек в налогах, как это произошло в Польше в последние несколько лет.
Это лучше, чем продолжать придерживаться мер жесткой экономии.