Конституционный суд РФ утвердил границу Ингушетии и Чечни
Читать на сайте Вестник КавказаКонституционный суд РФ признал конституционным соглашение об установлении административной границы между Ингушетией и Чечней. Решение на заседании КС в Санкт-Петербурге огласил председатель суда Валерий Зорькин.
"Конституционный суд РФ признал соответствующим Конституции РФ соглашение об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, а также закрепивший его закон Республики Ингушетия", - цитирует ТАСС материалы Конституционного суда.
КС постановил, что "соглашение об установлении границы между Ингушетией и Чечней, а также закрепивший его закон Республики Ингушетия не противоречат Конституции РФ". Как отмечается в материалах суда, согласно Основному закону РФ, сложившиеся границы между субъектами могут быть изменены при передаче какой-то части территории с их взаимного согласия и утверждены Советом Федерации.
"Если границы между двумя сопредельными субъектами отсутствуют, то речь идет не об изменении принадлежности какой-либо территории, а об их взаимной потребности разграничить свои земли и разрешить вопрос об установлении границ", - указали в КС. "В данном деле утверждение границы Советом Федерации не предполагается", - говорится в материалах пресс-службы суда.
Кроме того, в решении суда отмечается, что проведение в Ингушетии референдума по установлению административной границы с Чечней не является необходимым. "Референдум в Ингушетии не является необходимым при установлении границы с соседней республикой", - заявил глава КС, оглашая решение.
Конституционный суд напомнил, что граница между Ингушетией и Чечней с момента преобразования Чечено-Ингушской Республики и до заключения соглашения от 26 сентября установлена не была.
В постановлении суда говорится, что органы власти субъекта РФ вправе создавать муниципальные образования в пределах своей территории. Пока границы самого субъекта не определены, границы муниципальных образований, сопредельных с другим субъектом федерации, также нельзя рассматривать как утвержденные. В противном случае это позволило бы населению муниципальных образований блокировать фиксацию границы между субъектами, в то время как вопросы организации местного самоуправления являются вторичными по отношению к организации границы между субъектами РФ.
КС подчеркнул, что Конституция РФ непосредственно не устанавливает, в каких случаях является обязательным проведение субъектами референдума для решения вопросов, связанных с их территориями.
При этом, обратили внимание в суде, "Конституция Ингушетии предусматривает учет мнения населения соответствующей территории, но только при изменении границ". "Каких-либо положений о проведении референдума при решении вопроса о первоначальном определении границ с другими субъектами РФ в ней не содержится", - указывается в материалах КС. "Соответственно, референдум в Ингушетии не является необходимым при установлении границ с соседней республикой", - отмечается там.
В своем постановлении КС подчеркнул, что закон Ингушетии об утверждении соглашения о границах с Чечней является специальным, он содержит всего две статьи, которыми утверждается и вводится в действие данное соглашение. В связи с этим не предполагается ни изменение концепции законопроекта, ни внесение депутатами правок в текст. Таким образом, отступления от процедурных требований при принятии закона были связаны не с волеизъявлением, а с оформлением результатов голосования, что не дает оснований для вывода о неконституционности закона, отметили в КС.
В материалах суда также говорится, что КС Ингушетии уполномочен разрешать дела о соответствии Конституции республики не вступивших в силу договоров и соглашений, а запрет проверять конституционность вступившего в силу соглашения не может быть преодолен проверкой закона, утвердившего это соглашение.
"Признание такого закона неконституционным влечет возможность неправомерного прекращения действия заключенного договора", - добавили в КС
Таким образом, постановил Конституционный суд РФ, соглашение об установлении границы между Ингушетией и Чечней, а также закрепивший его закон не противоречит Конституции РФ.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов, стоит ожидать, что протесты жителей Ингушетии продолжатся, несмотря на решение КС РФ. "Протесты не прекращались даже тогда, когда Конституционный суд Ингушской Республики принял решение об отмене соглашения о границе, так что теперь их остановки ждать не стоит. Протестное движение в Ингушетии уже набрало определенный вес, в нем определились постоянные участники. Сейчас оно может принять какие-то иные формы помимо массовых демонстраций, однако точно сохранится. Решение Конституционного суда РФ наверняка не удовлетворит тех, кто участвует в этом оформившемся протестном ингушском движении", - пояснил он.
Кроме того, остаются и другие территориальные проблемы в СКФО. "Даже на официальном уровне это не закрывает территориальную тему на Северном Кавказе, ведь есть и другие проблемы, к примеру, вопрос Пригородного района, который, по мнению части жителей Ингушетии, был несправедливо отдан Северной Осетии, и так далее. Значительная часть ингушей, как вы понимаете, не признают и этот договор о границе между Ингушетией и Чеченской Республикой, независимо от уровня инстанций. Поэтому сказать, что все территориальные проблемы теперь решены, к сожалению, мы не можем", - предупредил Ахмет Ярлыкапов.
Напомним, главы Чечни и Ингушетии Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров подписали 26 сентября договор о закреплении административной границы между республиками, которая не была четко установлена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 году. Документ предусматривает равноценный обмен территориями.
4 октября парламент Ингушетии принял закон о ратификации договора. В тот же день глава Ингушетии подписал этот закон. Решение парламента вызвало недовольство определенной части населения республики. Закон был оспорен группой депутатов ингушского парламента, обратившихся в КС республики. 30 октября суд признал закон и процедуру его принятия не соответствующими Конституции субъекта и постановил, что соглашение не порождает правовых последствий без его утверждения на референдуме.
8 ноября Евкуров обратился в КС РФ с просьбой проверить конституционность соглашения об установлении границы между республиками и закона "Об утверждении соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой".