Георгий Мамулиа: "Если бы мы изучали наследие Топчибаши раньше, удалось бы избежать конфликтов на Кавказе"
Читать на сайте Вестник КавказаПрезентация четырех книг "Парижский архив. 1919-1940" Алимардан бека Топчибаши, выпущенных московским издательством "Художественная литература" при поддержке Фонда Гейдара Алиева прошла в Азербайджанской дипломатической академии (АДА) в Баку. Один из авторов предисловий и примечаний, доктор исторических наук Георгий Мамулиа рассказал "Вестнику Кавказа" о работе над четырехтомником.
- Как возникала идея публикации архива Топчибаши?
- Идея поработать над этими материалами возникла, когда я защитил диссертацию по истории кавказской антибольшевистской эмиграции во Франции и Западной Европе в 1921-1945 годах. Архив Топчибаши с самого начала привлек мое внимание, поскольку Топчибаши был не только одним из лидеров, даже можно сказать, лидером азербайджанской эмиграции. Значение этого архива было огромным, ведь Топчибаши пользовался таким авторитетом, что фактически все значимые фигуры не только азербайджанской, но и кавказской эмиграции переписывались с ним. В его архиве сохранился огромный массив документов - переписка со всеми значительными деятелями не только Азербайджана, но и Кавказа. Я начал работать над этим архивом где-то с 2012-2013 годов. А идея опубликования политических материалов архива Топчибаши возникла после знакомства с уважаемым Рамизом Абуталыбовым (он позднее также выступил автором предисловий и примечаний, переводчиком документов архива, - прим. ред.), с которым мы познакомились и подружились.
- Опубликованы все документы, которые удалось найти?
- Нет, конечно. Архив Топчибаши огромный. То, что мы опубликовали – всего около 2 процентов. Это в основном документы, касающиеся политической деятельности Топчибаши, начиная с 1919 года, когда он был назначен председателем азербайджанской делегации на Парижской мирной конференции, вплоть до 1940 года. Есть также огромный массив документов, касающихся лично Топчибаши, его деятельности до революции (что имеет огромное значение для азербайджанских и кавказских историков, изучающих эту тематику) до 1950-х годов. Наиболее интересные документы датируются 1918-1934 годами - период деятельности Топчибаши во время становления Азербайджанской Демократической Республики, а также деятельности в качестве руководителя азербайджанской эмиграции в Париже.
- Это только письма?
- Нет! Документы представлены самые разнообразные. Есть документы, которые пришлось переводить с французского на русский язык, в основном это меморандумы, ноты, переписка официального характера, которая поддерживалась азербайджанской делегацией с союзниками в Париже в 1919-1920 годах. Переписка с руководителями эмигрантских азербайджанских и кавказских организаций доказывает, что Топчибаши был деятелем не только азербайджанского, но и кавказского масштаба. Это был человек, с которым считались все эмигранты с Кавказа. Топчибаши был сторонником единого Кавказа и поддерживал отношения со всеми весомыми фигурами кавказской эмиграции, включая армян, несмотря на то, что отношения с Арменией по объективным причинам не всегда были гладкими. Но Топчибаши, как следует из документов, пытался максимально привлечь армян к общекавказскому сотрудничеству, что иногда ему удавалось. К сожалению, это не всегда работало, поскольку не всегда была конструктивной позиция армянских деятелей. Апогеем деятельности Топчибаши стало заключение пакта Кавказской конфедерации от июля 1934 года. Он фактически подписал документ о намерении создать объединенное кавказское государство после освобождения Кавказа от большевиков. Топчибаши скончался буквально через несколько месяцев после подписания этого пакта. Мамед Эмин Расулзаде свидетельствовал, что пакт о Кавказской конфедерации уже серьезно больной Топчибаши подписывал дрожащей рукой. Этот пакт он считал вершиной своей деятельности.
- Каково, на ваш взгляд, значение опубликованных документов?
- Книга имеет огромное значение не только для Азербайджана, но и для всего Кавказа. В ней отражены основные вехи, по которым, я убежден, мы должны двигаться, к чему мы должны стремиться – к кавказскому единству. То есть идеи Топчибаши сегодня актуальны. Сейчас, после всех тех трагедий, которые Кавказ пережил в 1990-е годы, видно, насколько проницательным был Топчибаши, насколько он смотрел в будущее, насколько понимал те опасности, которые угрожали Кавказу, - опасности различных необоснованных территориальных притязаний. Если бы мы изучали наследие Топчибаши чуть пораньше, в 1990-е годы, возможно, удалось бы избежать многих конфликтов и трагедий на Кавказе. Сейчас эти документы доступны, мы можем их изучать и делать выводы на будущее. Это может стать залогом перспектив всего Кавказа.