Переломный год «Олимпстроя»

Читать на сайте Вестник Кавказа
Когда в районе Большого Сочи только начинали возводить олимпийские объекты, местные строители и архитекторы высказывали сомнения в целесообразности «стройки века», в частности ссылаясь на опыт советского времени. Основные объекты Олимпиады-2014 должны расположиться в Имеретинской долине, считающейся главным достоянием курорта. «Было очень заманчиво уже тогда, в 1960-е, начать комплексное освоение больших пустующих земель Имеретинской долины, – рассказал газете «Деловой Сочи» руководитель Сочинского горисполкома в 1950-70 годы, почетный член Союза архитекторов России Вячеслав Воронков. - Ведь в послевоенные годы средств катастрофически не хватало, была колоссальная очередь хоть на какое-нибудь человеческое жилье, строить надо было много и быстро. Для этих неотложных нужд заложили большой жилой комплекс в Блиново более чем на 20 тыс. квартир. Строительство производилось в неудобных условиях горной местности, но мы берегли равнину для детей и внуков, не поддались искушению и сохранили Имеретинку. В наши 50-70-е годы много внимания уделялось этапу начала строительства. Создавался проект организации строительства – ПОС, или его можно еще назвать "генеральным планом грандиозного строительства", в котором предусматривались наиболее целесообразные, экономичные решения по всему комплексу предстоящих работ. Такой проект предусматривал строжайшее соблюдение санитарных, экологических норм. Рабочая схема всех коммуникационных сетей распространялась на всю территорию строительства, чтобы потом дважды, трижды не разрывать. Дороги сразу строились капитально и служили без переделок при готовом объекте».

Пару лет назад многие ругали инициаторов олимпиады в Сочи за отсутствие у грандиозной стройки организующего начала. После того как в Сочи развернулся «Олимпстрой» ситуация должна была измениться, однако достоверную картину происходящего составить трудно. Скептики утверждают, что ситуация изменилась мало, сами же организаторы делают акцент на том инфраструктура, которая создается в Сочи в ходе подготовки Игр, станет важнейшим наследием для города и Краснодарского края. Всего к 2014 году в Сочи строится и модернизируется 183 объекта инфраструктуры. Все они имеют колоссальное значение для повышения качества жизни жителей Сочи. Они получат современные автомобильные и железные дороги, новые транспортные узлы, модернизированную инженерную инфраструктуру, увеличение энергетических мощностей в 2,5 раза, современные отели, благоустроенную береговую линию. Благодаря этому повысится инвестиционную привлекательность всего южного региона страны, а Сочи станет курортом мирового уровня.

Последним сданным на сегодняшний день объектом стал участок совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». Ввод в эксплуатацию этого участка автодороги позволяет организовать движение всего транзитного транспорта, следующего со стороны Псоу в направлении Сочи в обход центра Адлера. Его запуск позволит организовать кольцевое движение вокруг аэропорта, что облегчит организацию автомобильного движения в районе олимпийского строительства и снимет транспортную напряженность. Строительство главного инфраструктурного объекта зимней Олимпиады ведет ОАО «Российские железные дороги». Общая протяженность линий этой дороги составляет 124,5 км, она включает 6 тоннельных комплексов (в общей сложности 14 тоннелей), 36 железнодорожных и 31 автодорожный мостов. Проект имеет строго фиксированный сжатый срок реализации – 5 лет.

Стоимость транспортных развязок в Сочи, которые возводятся к Олимпиаде, оценивается в 15 млрд руб., а бюджет на строительство всех дорожных объектов в Сочи составит 100 млрд рублей. Однако строительство дорог остается одним из самых сложных проектов еще и потому, что имеет существенную социальную составляющую – зачастую приходится сносить объекты, попадающиеся на пути. Так, сейчас арбитражный суд Краснодарского края рассматривает иск краевого департамента по реализации полномочий при подготовке Олимпийских игр к компании «Техно-2000». На месте двухэтажного строения, где находится офис компании, к 2013 году должна быть построена двухуровневая транспортная развязка. Но «Техно-2000» (входит в «Трансстрой» Олега Дерипаски) не отдает землю и постройки, которые власти хотят изъять. Фирма не согласна с суммой компенсации. По данным «Ведомостей», есть еще несколько исков к юридическим и физическим лицам, у которых департамент требует изъять участки под олимпийские стройки.

Между тем суд вряд ли будет затягивать такого рода процессы – в соответствии с обязательствами контракта города-организатора XXII Олимпийских в Сочи уже со следующего года должны начаться национальные и международные тестовые мероприятия и соревнования по каждому виду спорта и дисциплине Олимпийских и Паралимпийских Игр. Программа тестовых мероприятий позволит оценить функциональность и готовность олимпийских объектов, проверить эффективность системы управления олимпийскими объектами, транспортных и технологических систем. Всего с декабря 2011 года по сентябрь 2013 года запланировано 74 мероприятия, их них 39 всероссийских и 27 международных соревнований, а также 8 мероприятий по гомологации санно-бослейной трассы и официальных тренировочных недель.