Франция на пороге "топливной революции"?
Читать на сайте Вестник КавказаТопливные протесты "желтых жилетов", начавшиеся во Франции 17 ноября, достигли беспрецедентных масштабов. В понедельник были заблокированы одиннадцать топливохранилищ французской нефтегазовой компании Total. Об этом сообщили представители компании.
Также сегодня рано утром сотрудники скорой помощи заблокировали движение на площади Согласия в Париже и на мосту, ведущем к зданию Национального собрания в знак протеста против реформы финансирования медицинского транспорта.
По данным Agence France-Presse, в Париже сейчас насчитывается не меньше 100 спецавтомобилей.
Причиной выступлений стала вступившая в силу с 1 октября 2018 года поправка к закону, в соответствии с которой пациенты больше не могут выбирать компанию, оказывающую услуги по доставке больных в медучреждения. Отныне больницы должны проводить тендеры и на их основе заключать контракт со специализированными перевозчиками.
По мнению профсоюзных лидеров, данная мера выгодна крупным компаниям, которые уже скупают по минимально возможной цене малые предприятия конкурентов.
На прошлой неделе аналогичный протест был организован работниками скорой помощи в Марселе, Бордо и Лионе, где на улицы выехали 300 спецавтомобилей.
Ранее сообщалось, что в ходе протестов в Париже в субботу 17 ноября произошли столкновения демонстрантов с полицией, сопровождавшиеся погромами и поджогами машин. Полиция задержала 412 человек. Всего в результате протестов пострадали 133 человека, в том числе 23 силовика.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, столь массовые протесты - это очень серьезный вопрос, который должен беспокоить и Макрона, и в целом французские власти. "Дело в том, что этот протест происходит не только в столице, он широко разошелся по другим местностям, или по французской провинции, если так можно выразиться. Топливные ресурсы, цены на которые хотят поднять, наиболее важны в провинции, где личный транспорт - это основное средство передвижения", - пояснил эксперт.
Говоря о возможных причинах такого размаха недовольства, он указал, что политические силы Франции отрицают возможные связи с демонстрантами, так что выходит, что эти протесты децентрализованные. "И это новое явление и для французов, и для вообще европейских стран. Радикальные политические силы, например, "Национальный фронт", тем не менее, предлагают свои пути решения проблемы: распустить национальный парламент и провести досрочные парламентские выборы в стране. Это один из вариантов исхода событий", - указал старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН.
По словам эксперта, в данный момент французские власти не понимают, с кем им проводить переговоры. "Политические силы, которые обычно олицетворяют партии или прочее, прямо не вовлечены. Может быть, они связаны косвенно, но мы этого не видим. Поэтому здесь возникает серьезное затруднение для французских властей. И на вопрос, как долго это может продолжаться и до каких масштабов дойти, наверное, достаточно сложно ответить. Я думаю, что надо подождать, посмотреть, может, кто-то все-таки себя объявит в качестве лидера или центра этого движения", - призвал Владимир Оленченко.
Он отметил также, что ситуация во Франции может отразиться на Евросоюзе в целом и отдельных его странах. "Французская экономика и сама Франция относятся к странам-флагманам Евросоюза, так что все это создает трудности для Евросоюза в целом. Потому что Франция непосредственно граничит с Испанией, с Германией. А в других странах тоже проживают французы, тем более, что перелив населения через границу осуществляется свободно в рамках Шенгенской зоны. Поэтому здесь есть свои риски, достаточно серьезные, но пока большой дефицит информации для того, чтобы делать какие-то выводы. Пока Франция не обращалась к руководству ЕС, то есть к Евросовету или Еврокомиссии, с просьбой оказать ей содействие. На данный момент Макрон считает, что он контролирует ситуацию и она может быть купирована и свернута. Хотя, наверное, то, что в протесты вовлекаются новые слои населения, неожиданно для Макрона и Парижа в целом", - заключил эксперт.
Директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев обратил внимание на то, что для Франции это достаточно серьезное явление, особенно на фоне миграционного кризиса и нестабильной экономической ситуации в стране. "Конечно, присоединение к демонстрациям и акциям неповиновения работников целых отраслей достаточно серьезно, однако говорить о том, что это приведет к отставке правительства, или импичменту президента Франции Эммануэля Макрона преждевременно. В то же время нельзя не отметить, что это негативно сказывается на жизни граждан республики в целом, потому, что создает значительные, в том числе, бытовые трудности", - сказал он.
Несмотря на масштаб протестов, внимание Евросоюза приковано сейчас к гораздо более существенным явлениям, таким как Brexit в Великобритании и миграционный кризис в Германии. "Протесты "желтых жилетов", это в большей степени внутреннее дело Франции. Хотя, конечно, Европа очень маленькая, и поэтому любые деструктивные процессы, происходящие в той или иной стране, особенно, такой как Франция, Брюсселем внимательно изучаются и анализируются", - указал директор Института стратегического планирования и прогнозирования.