В Грузии стартовал второй тур последних президентских выборов

Читать на сайте Вестник Кавказа

В Грузии проходит второй тур президентских выборов. В нем участвуют два кандидата - Саломе Зурабишвили, которую поддерживает правящая партия "Грузинская мечта – Демократическая Грузия", и Григол Вашадзе от объединенной оппозиции "Сила в единстве". Согласно изменениям в Конституции, это последние прямые выборы президента Грузии.

В 08:00 открылись 3703 избирательных участка, в том числе 55 - в более чем 30 зарубежных странах. В голосовании могут принять участие 3 млн 528 тыс 658 граждан Грузии.

Выборы уже прошли на двух избирательных участках в Афганистане, где проголосовали находящиеся там более 800 грузинских военнослужащих, сообщает "Интерфакс".

За выборами будут следить 1300 международных наблюдателей, около 17 тыс представителей субъектов выборов и свыше 48 тыс местных наблюдателей.

Закроются избирательные участки в 20:00, затем начнется подсчет голосов. За границей избирательные участки закроются в 00:00. Предварительные данные Центральной избирательной комиссии о результатах голосования появятся в ночь на 29 ноября.

Напомним, прошедшие 28 октября выборы президента победителя не выявили. Ни один из 25 претендентов на этот пост не набрал необходимого количества голосов избирателей - более 50%. Лучшие результаты показали Зурабишвили (38,6%) и Вашадзе (36,7%).

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе, сегодня стоит ожидать спонтанной самомобилизации населения на выборы, где голосование будет идти не за Зурабишвили, а против Вашадзе. "Люди поняли, что может вернуться во власть ставленник Саакашвили, его правая рука. Более половины избирателей вовсе не пошли на голосование в первом туре, многие проголосовавшие тогда выступили и против нациста Саакашвили, и против "Грузинской мечты", разочаровавшей ожидания граждан, – но сейчас те же самые люди говорят, что пойдут голосовать против Саакашвили. Заметьте, Вашадзе никто и не упоминает, да и Зурабишвили редко упоминают, речь идет только о том, чтобы проголосовать против Саакашвили", - пояснил он.

"В Тбилиси уже прошли грандиозные митинги, в которых "Мечта" и команда Зурабишвили никак не участвовали, где люди заявили что да, они недовольны существующей властью, но все равно она не идет ни в какое сравнение с тем садистским, антигосударственным режимом, который был при Саакашвили. Я сам участвовал в некоторых мероприятиях и слышал, как люди прямо говорят, что пойти на второй тур и перечеркнуть обоих кандидатов просто нельзя, потому что во главе угла и на повестке дня национальная безопасность Грузии. То есть именно это может определить исход выборов в пользу Зурабишвили – вовсе не действия ее команды и не поддержка "Мечты", а страх граждан перед тем, что может вернуться Саакашвили со своими дикими фантазиями и садистскими склонностями. Он сам, кстати, изрядно подлил масла в огонь, постоянно участвуя в агитационной кампании Вашадзе", - обратил внимание Петре Мамрадзе.

Политолог Георгий Нодия согласился с тем, что избирательная кампания в итоге выродилась в агитацию против Михаила Саакашвили. "Без сомнения, кампания вылилась в пропаганду протестного голосования. Фактически 90%, риторики – это то, что ЕНД, представителем которого считают Вашадзе (хотя он, конечно, представитель объединенной оппозиции), подается как абсолютное зло, и этому абсолютному злу нужно сказать "Нет!". К этому сводится практически вся кампания "Грузинской мечты", которая де-факто перестала быть кампанией в поддержку Зурабишвили. Сама Зурабишвили там участвует минимально", - сказал он.

"Результат первого тура был для Зурабишвили неудовлетворительным, поэтому кампания против Вашадзе была развернута очень активно. Многие говорят о давлении на население, особенно бюджетников, о массовом подкупе избирателей через обнуление долгов 600 тыс человек. И чтобы Зурабишвили не мешала агитации, ее саму перевели в тень, на плакатах в ее поддержку даже не стали размещать ее фото, а показывали портреты Бидзины Иванишвили и других лидеров "Грузинской мечты". То есть кампания после первого тура изменилась совершенно, и за счет этого власть попыталась привлечь дополнительных избирателей", - заключил Георгий Нодия.