Алексей Кондратьев: "Со времен Обамы мы не видим улучшения отношений с Западом"
Читать на сайте Вестник Кавказа"Вестник Кавказа" побеседовал с членом Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, сенатором от Тамбовской области Алексеем Кондратьевым о текущих событиях и перспективах российско-западной повестки дня.
- Алексей Владимирович, как следует оценивать произошедший два дня назад инцидент с нарушением украинскими военными кораблями российской границы?
- Это была очень четко срежиссированная, спланированная провокация, о чем свидетельствует последовавшее за ней развитие событий, когда Порошенко вне решения Верховной Рады вводит военное положение, чтобы повлиять на ход выборов и политическую ситуацию внутри Украины. Мы должны отдавать себе отчет, что это не просто акт истерии или нагнетания военной обстановки, а шаги по реализации далеко идущих планов в отношении России. На фоне денонсации Киевом договора о дружбе и мире между Россией и Украиной это просто недружественный акт и нежелание признать свои ошибки, вылившиеся в попытку поиграть мускулами, причем не своими, а мирового сообщества, прежде всего, коллективного Запада, который занял проукраинскую позицию, не взирая на то, что не было ни разбирательства по данному конфликту, ни четкого обозначения виновных сторон. Нужно сказать, что нас как граждан России и как людей не может не волновать, что это событие произошло в преддверии шагов США по денонсации договора по РСМД и нагнетанию общей военной истерии в Европе. Вслед за введением военного положения Киевом последуют и экономические санкции со стороны Запада, и усиление действий военных Украины. Нас этот шаг возмущает и сильно волнует.
Обратите внимание, что первые шаги, которые предприняло руководство Украины – это консультация с американской стороной. Посол Украины в Вашингтоне, еще до того, как были завершены маневры, консультировался именно с представителями государственных служб США, что само за себя говорит о том, что американцы были поставлены в курс дела и своим присутствием в этом конфликте напрямую могли влиять на принятие решений и происходящее в акватории Черного моря.
- Согласны ли со словами министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что эти действия могут привести к "точке невозврата" в отношениях России с Западом?
- Со времен администрации Обамы мы не видим каких-либо улучшений в отношениях с Западом, они по нарастающей все больше ухудшаются. Нет никаких позитивных сигналов от американской стороны, от коллективного Запада в целом, вместо этого происходят инциденты, вызывающие недоумение (достаточно упомянуть прошлогодние события вокруг наших генконсульств на территории США). Сейчас посольство в Киеве и генконсульство во Львове были закиданы файерами и дымовыми шашками, но это из ряда вон выходящее событие, совершенно ненормальное для двусторонних отношений двух стран, не получило должной оценки ни от дипломатии Запада, ни от мирового сообщества в целом, это уже просто вошло в привычку. О каких взаимоотношениях может идти речь, о каком позитиве, если вместо дипломатии мы получаем хулиганские выходки? Нужны четкие рамки, правила, границы поведения, какие существовали прежде и были отработаны столетиями – тогда нахождение компромисса будет возможно. Мы должны по устоявшейся дипломатической практике провести разбирательство и вынести соответствующее решение, в том числе принять извинения от виновных сторон. Увы, на сегодняшний день стало модным сразу во всем обвинять Россию, как это было с Боингом MH-17 и "делом Скрипалей" – нет никаких доказательств, но ярлык вешается.
Ладно бы это заканчивалось на уровне общественного мнения, но ведь Запад предпринимает недружественные шаги в виде экономических санкций, воздействующих на нашу внутреннюю экономическую ситуацию, благополучие наших граждан и уверенность населения в завтрашнем дне. Это не может не возмущать. Когда же на фоне этих событий пытаются через всевозможные НКО посеять зерно недовольства и недоверия к власти в России, становится понятно, что все это срежиссированный, заранее подготовленный влияния на внутриполитичесскую обстановку в РФ – а это уже прямое вмешательство в дела российского государства.
- Чего в связи с этим стоит ожидать от предстоящей встречи Владимира Путина и Дональда Трампа на саммите G20 в Аргентине?
- Сам факт встречи – уже позитивное мероприятие. У нас есть неразрешимые на сегодняшний день вопросы по глобальной безопасности в рамках нераспространения ядерного оружия, по введению необоснованных санкций против России, построенных на голословных заявлениях о якобы попытках вмешательства "российских хакеров" в процесс выборов, по компенсации за упущенные экономические выгоды. Но вместе с тем есть и направления, по которым мы можем вести переговоры, прежде всего, по совместной борьбе с терроризмом на территории Сирии. Сейчас мы видим, что, наши позитивные шаги зачастую разбиваются о политические и непосредственно военные действия коалиции во главе с США. Не может не волновать, что американская сторона поддерживает так называемую умеренную оппозицию, которая полностью консолидируется с террористическими группировками и участвует в провокациях в Идлибе и Дейр-эз-Зоре, в районе эт-Танфа, в целом вдоль восточного берега Евфрата.
У нас есть определенные вопросы по политической поддержке тех процессов, которые сегодня выстраиваются на Украине. Хотелось бы при поддержке США разрешить украинские противоречия, снять и выстроить нормальные взаимоотношения с Украиной, близкой нам по духу, братской республикой, где проживает большое количество русскоязычного населения. Также важен вопрос дальнейшего экономического партнерства и в инвестиционных планах, и в долгосрочном финансировании различных совместных проектов, от космоса до новейших технологий. Вопросов, конечно, очень много, и мы, естественно, надеемся, что здравый смысл возобладает и Трамп как серьезный лидер государства, не поддающийся влиянию со стороны политических блоков и группировок в Конгрессе США, способен самостоятельно, единолично принимать решения в интересах американского народах и интересах российско-американских взаимоотношений с добрососедским уклоном. Нам необходимо сохранить те остатки добрых отношений, которые выстраивались десятилетиями.