Виноделие Азербайджана: масштабы экспорта, условия туризма, особенности бизнеса

Читать на сайте Вестник Кавказа

Азербайджанское виноделие находится в стадии становления и как искусство, и как промышленная отрасль агропрома. В мае 2018 года распоряжением президента Ильхама Алиева принята "Госпрограмма по развитию виноделия в Азербайджане на 2018-2025 годы". В ней подробно описана ситуация в отрасли и обозначены пути ее развития, в частности меры по экспортно-информационному продвижению азербайджанских брендов.

Значительным шагом в этом направлении стала пятидневная поездка российских экспертов и журналистов по регионам Азербайджана, традиционно ориентированным на сферу виноделия. Миссия была организована торговым представителем Азербайджана в России Русланом Алиевым, при поддержке Ассоциации производителей и экспортеров вина Азербайджана и Общественной организации развития туризма и поддержки национальной кулинарии Азербайджана. Собственно эта поездка, а ее результаты начинают проявляться в обзорах отраслевых российских изданий, стала поводом поговорить о виноделии как отдельной системной отрасли в контексте аграрной политики и о перспективах развития малого и среднего бизнеса, как в Баку, так и в регионах Азербайджана.

Журналисты ознакомились с изысканными блюдами национальной кухни от лидерских заведений с лучшими шеф-поварами. Особенность дегустационной миссии в том, что она не только дает представление непосредственно о самих товарах этой сферы. Эксперты знакомятся с объектами туриндустрии, видят инфраструктуру страны, ее дороги, города, знакомятся непосредственно с людьми в компаниях производителей, зачастую это малый и средний бизнес, наконец, получают представление о культуре и национальном характере. Один из результатов миссии - репортаж Дарьи Касьяновой, ведущей программы "Винная Карта" на радиостанции "Серебряный Дождь".

Совокупность точечных решений

Можно ли одновременно привлекать туристов, наращивать экспорт и развивать аграрную инфраструктуру? Виноделие - одна из отраслей, где такой системный подход достаточно быстро показывает результаты. Удачный опыт Австралии, Чили, Аргентины, Таиланда, Новой Зеландии, соседней Грузии, с учетом индивидуальных экономических особенностей уже применяется в Азербайджане, в сочетании с грамотными технологическими и управленческими инновациями.

Пока о получении крупных доходов, сопоставимых с государствами Южной Америки, говорить не приходиться. В 2017 году экспорт азербайджанской винной продукции принес $6 млн, что вдвое превышает показатели 2016 года; большую часть дал российский потребительский рынок и на один миллион долларов закуплена продукция китайскими покупателями.

Для гармонизации развития отрасли необходимо решить несколько задач:

- Подготовка кадров

Учитывая площади закладываемых виноградников, в перспективе 3-5 лет Азербайджану потребуется достаточно много подготовленных специалистов в этой отрасли. Сейчас эта проблема компенсируется экспатами - специалистами из Франции и Италии, Болгарии и Грузии.

- Программа закупки оборудования

Азербайджан имеет климатические возможности делать если уж не "великие" вина, то популярные "ординарные", натуральные и качественные в промышленных масштабах. Уже сейчас в рамках механизма поощрения экспорта около 45% бюджетных выплат приходится на долю закупок технологических линий производителей вина и других алкогольных напитков.

- Обеспечение собственным виноматериалом

Госпрограмма акцентирует внимание на этой задаче. За последние десять лет площадь виноградников удалось увеличить почти в два раза. Отрасль имеет неплохую рентабельность. Но вложенные средства окупятся не раньше, чем через 7-8 лет.

- Создание системы зонирования

Азербайджанские терруары (совокупность климатических, почвенных и социально-культурных факторов) обладают своими интересными особенностями, каждый из них уникален — Гянджа, Гёйгёль, Габала, Шемаха, Исмаиллы и другие районы. Специалисты подчеркивают необходимость составления карты азербайджанских апелласьонов — очерченных зон или мест происхождения с защищенным наименованием (аналог AOC — Appellation d’Origine Contrôlée). Вина с защищенным наименованием места происхождения будут производиться в соответствие со строгими правилами, причем только из винограда, выращенного в границах созданных зон. Этот шаг обеспечит не только повышение качества вин, но и утверждение их престижа на международном рынке. 

- Развитие энотуризма

Необходимо создание специальных туристических маршрутов в основных винодельческих районах. Скажем, в Краснодарском крае действует порядка 80 винных маршрутов. В Азербайджане этот вид деятельности только набирает обороты. По оценкам специалистов, энотуризм увеличивает доходы виноделен на 10%. Кроме того, он работает на становление национальных брендов и повышение имиджа страны в целом.

Остановимся как раз на этой сфере. Важнейшая составляющая в продвижении национального бренда в сфере туризма, винно-гастрономического рынка и аграрного экспорта -  информационная политика. Ноябрьская миссия российских СМИ в Азербайджан собрала такие издания как "Афиша Еда", "Aeroflot Premium", "Simple Wine News", "Серебряный Дождь", "SNC", "ItsMyWine", популярные блоги "InstaFoodpassion", "Вино и Около", а также "Телеканал 360".

Журналисты ознакомились и продегустировали продукцию брендов "Shirvan Wines" (винодельческий комплекс ООО "Ширван Шараблары", где в сотрудничестве с французскими специалистами производятся вина марки Meysari, был открыт в августе 2018 года), Abşeron Şərab, İsmayıllı Şərab-2 (бренд Chabiant), Savalan, Göygöl Şərab, Yarımada, Gəlilabad Şərab-2 , Gəncə Şərab-2 (в 2018 году десертное вино 1990 года Hillside Classico, получила высшую премию — большую золотую медаль на Международном дегустационном конкурсе Black Sea Region Wines&Spirits Contest), Fireland.

Кроме Шемахи, дегустаторы посетили регионы городов Исмаиллы, Габала, Мингячевир, Гейгель, Гянджа, где расположены местные винодельни. Но главное, живое общение с людьми. Энологи, агрономы, технологи, местные специалисты и специалисты из Европы, делились с журналистами опытом и видением развития отрасли.

Свои впечатления об Исмаиллы Шараб-2, на странице в Фейсбуке излагает винный эксперт и журналист, член Ассоциации винных писателей России Василий Расков: "Андреа Улива, флорентиец, талантливейший винодел Chabiant Winery в районе Исмаиллы. Чистейший, звонкий, ясный баян шира (местный совершенно неароматичный белый сорт с очень хорошей кислотностью), оживляющий рецепторы подобно колодезной воде. Плотный, спелый, многослойный а ля цинандали бленд ркацители и мцване. Элегантнейшая, с цитрусами и цветами розовая мадраса. И лучшее пока что красное вино Азербайджана — Chabiant Saperavi Cabernet Sauvignon 2016. Мастер, чего уж там. Бывший винодел Fireland, десятый год подвижничествует на азербайджанской земле. Еще чуть-чуть и сделает моносортовую мадрасу".

Уже около 10 лет итальянские энологи помогают делать прекрасные премиальные вина в ASPI Winery (бренд Savalan). Василий Расков расспрашивает ведущего энолога винодельни Даниэле д’Андреа по поводу местных сортов: "А что с автохтонами? Я приезжаю на виноградник мадрасы, мне говорят: это мадраса, я иду по рядам и вижу то мадрасу, то не мадрасу, то вообще белый сорт. Вместе с сотрудниками Rauscedo (итальянский питомник) мы выбрали разные клоны азербайджанских сортов, провели анализ ДНК, очистку от вирусов. Больше десяти лет ведется работа, и мы еще только на полпути. В ближайшие годы мы высадим первые виноградники из автохтонов, нам понадобится еще десять лет, чтобы понять, как с ними работать. Но это будет проверенная стопроцентная мадраса, проверенный баян шира. Из местных сортов мы так же работаем над селекцией ширван шахи, хиндогны, миранди и еще нескольких сортов".

Энолог Андреа Фаверо и агроном Кристиан Дейякум с февраля 2018 года активно налаживают виноделие на Göygöl Şərab, исторически первом винодельческом предприятии Азербайджана, основанного швабскими немцами еще в середине XIX века в Еленендорфе. В 1990-е завод пришел в упадок, от 1400 га виноградников осталось 11. Сохранились только гигантские винные погреба, в которых постепенно возвращается жизнь благодаря новому собственнику. В 2006 было закуплено высажено 600 га виноградников, закуплено современное оборудование. Крепленые вина и бренди Göygöl Şərab уже на высоком уровне. Андреа Фаверо убежден, что и у сухих вин Göygöl большой потенциал: "Завод разделен на несколько производств, часть винограда идет на дистилляцию, часть на сухие и крепленые вина. Я имею возможность отбирать только лучший виноматериал для вин. В этом году мы получили великолепный шардоне, замечательный пино нуар и шираз".

Каким образом сочетается виноделие и туризм?

Нужно учитывать, что туроператоры Азербайджана направляют в регионы потоки туристов по отработанным направлениям, включающим в себя ознакомление с широким списком нематериального культурного наследия. В частности, ЮНЕСКО признало таковыми праздник Новруз, азербайджанское ковроткачество, искусство игры на таре, мугам и ашыгское искусство. Недавно его дополнил и човган, древняя конноспортивная командная игра, запечатленная даже на средневековых азербайджанских миниатюрах, прародитель современного конного поло. Дегустируя вина Исмаиллинского района невозможно обойти вниманием село Ивановка, сохранившее традиционный уклад русских молокан, обосновавшихся здесь еще в XIX веке.

Еще из записей Василия Раскова: "Василий Иванович Новосельцев, председатель колхоза села Ивановка, единственного действующего колхоза на постсоветском пространстве, пожаловался, что на мадрасе особо не заработаешь, молоко выгодней. Молоко и молокане — одно целое. От 700 га виноградников, высаженных во второй половине 1950-х сегодня осталось 250 га. Большая часть посадок - местный азербайджанский сорт мадраса. Винограднику уже более 60 лет. Это уникальное генетическое наследие Азербайджана, чудом сохранившееся в русской деревне. Бессменный председатель этого духоборческого колхоза имени Трудового Красного Знамени Николай Васильевич Никитин, в пору сухого закона сумел сохранить половину виноградника. В лихие девяностые, когда виноградники в Азербайджане активно замещали другими культурами, молокане продолжали сохранять виноградник мадрасы. Сейчас он не в лучшем состоянии. Ряды редеют, винограднику нужна помощь, но он жив. Сегодня это один из важных источников черенков мадрасы для новой волны азербайджанского виноделия".

Приезжая в Азербайджан человек знакомится с кухней и сервисом, но посредством этого с историей и культурой. Находясь за рубежом, потенциальные гости страны, получают информацию о стране и ее брендах через торговые фестивали, рестораны, обзоры в профильных изданиях.

Среди посетивших Азербайджан в 2018 году российские граждане занимают первое место (752 тыс. человек). Российские туристы составляют 31% всех иностранцев, приезжающих в страну. Общий темп роста числа туристов, прибывших в страну за последние 10 месяцев, составил 6,1%, а число туристов выросло с 2,277 млн человек до 2,416 млн человек.

Туристы тратят деньги в отелях, магазинах, собирают сувениры, посещают рестораны, ездят на экскурсии. Все это - в доход азербайджанского бюджета. Согласно отчету Центра анализа экономических реформ и коммуникации, за 9 месяцев 2018 года, по анализу банковских операций, иностранцы потратили около $590 млн (рост на 25%).

Частно-государственное партнерство

Виноделие в Азербайджане считается одним из перспективных направлений развития агропромышленного комплекса страны в целом. Проект развития отрасли в целом подробно описан в "Госпрограмме по развитию виноделия в Азербайджане на 2018-2025 годы". Она предусматривает ряд мер по ускорению закладки новых плантаций, благодаря чему к 2017 году их общая площадь составила около 20 тысяч гектаров (ежегодные сборы урожая доведены до 150 - 170 тысяч тонн).

Одна из целей - повышение качественных характеристик сырья для производства вин и бренди, а также формирование высокопродуктивной и рентабельной технологической базы, которая должна привести к росту конкурентоспособности винодельческих предприятий страны на мировом уровне.

В определенной мере поставленные задачи удалось осуществить в период реализации двух последовательно сменивших друг друга госпрограмм регионального развития. Так, в течение 2005-2012 годов отведенные под лозу площади удалось расширить с 9 до 16 тысяч гектаров.

Параллельно с ростом сырьевой базы увеличиваются объемы производства вин и бренди. В 2018 году экспорт винных товаров вырос на 43% (данные январь-октябрь). Производство бренди выросло в 4 раза, виноградных вин – на 39,88%, безалкогольных напитков на 22,5%.

Государственно-частное партнерство набирает обороты.

Власти взяли на себя ведущую роль по перезапуску всей отрасли виноделия и виноградарства.

Крупный бизнес, почувствовав подходящие условия поддержки, включился и создал цепочку производства: от высадки виноградников, до установки современного технологичного оборудования и приглашения высококлассных специалистов из Европы.

Есть множество примеров, когда европейские специалисты изучают традиционные местные сорта винограда в сотрудничестве с азербайджанским Научно-исследовательским Институтом виноградарства и виноделия, определяют влажность почв (среднегодовой уровень осадков), химический состав, проводят оценку ДНК сортов, пытаясь восстановить утерянные культуры. Как говорят специалисты, в Азербайджане - простор для творчества и выбора: на одной винодельне можно высадить сорта ркацители, баян шира, мадраса, на другой — лучше себя покажет саперави и так далее.

В свою очередь, средний и малый бизнес начал разворачиваться к возрастающему потоку въездных туристов. Повсеместно открываются миниотели, хостелы, гостевые дома, рестораны, придорожные кафе. Один из таких объектов миссия журналистов посетила в Баку — винный бар "Кефли" — единственный бар Азербайджана, чья винная карта состоит на 100% из азербайджанских вин, порядка 60 наименований.

Набирает оборот такая тенденция туриндустрии, когда дегустация на винодельне сочетается с оценкой местных продуктов — сыров, джема, выпечки, мясных деликатесов. Все это создает незабываемый индивидуальный колорит.

Кстати говоря, именно на этот сегмент малого производства для туристов, рассчитаны многие проекты осуществляемые ABAD (Государственными центрами упрощенной поддержки семейного бизнеса). Индивидуальным хозяйствам, по сути отдельным семьям, выдается в лизинг необходимое производственное оборудование в виде контейнеров-моноблоков предназначенных для какого-либо мини-производства (это может быть джем, сыр, или колбасные изделия).

Таким образом, качественный винный тур, как часть индустрии гастрономического туризма – это настоящее погружение в жизнь страны под аккомпанемент рассказов об истории, вине, еде и культуре. Все винодельческие страны мира давно развивают этот вид туризма. Компании, производящие вино, объединяют свои усилия с туроператорами, фермерами, отельерами и рестораторами, в результате появляется новый ресурс, от которого получают выгоду все – как потребители, так и производители. Комбинирование национальной кухни и местных сортов вина с пространственным восприятием географии страны и погружением в ее историю - именно такое сочетание будет привлекать внимание и постоянно будировать интерес к Азербайджану.