Обзор прессы Кавказа 19 - 25 ноября

Читать на сайте Вестник Кавказа

21 ноября в Сочи на встрече с президентом Абхазии Раулем Хаджимбой президент России Владимир Путин заявил о небольшой росте товарооборота - -5% в прошлом году, 2% за первые 9-10 месяцев текущего года, сообщают новостное агентство "Абхазия-информ" и портал "Спутник-Абхазия". Хаджимба отметил, что за время августовской встречи с Путиным работа по линии Инвестпрограммы и Инвестиционного агентства проводилась интенсивно: "Есть объекты, которые на стадии завершения. Есть мероприятия, которые завершены и объекты приступили уже к работе, особенно в части аграрного сектора и работы по линии Информационно-координационного центра, оборонного ведомства. За этот год проведено более 94 мероприятий, которые свидетельствуют об интенсивности взаимоотношений между военными ведомствами двух стран. Это важно для Абхазии и нужно, для того чтобы еще раз продемонстрировать уровень отношений между Россией и Абхазией".

* * *

Газета "Дагестанская правда" публикует статью генерального директора Махачкалинского морского торгового порта Мурада Хидирова. По его данным, за 10 месяцев этого года грузооборот порта вырос почти на 184% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Всего за январь-октябрь махачкалинские портовики переработали 2,1 млн тонн наливных и сухих грузов. Официально Махачкалинский морской торговый порт существует с 19 ноября 1870 года, когда пушечные выстрелы с крепости на горе Анжи-Арка возвестили об открытии нового российского морского торгового порта на Каспии. Так началась история южных морских ворот России.

Сегодня Махачкалинский морской торговый порт – это современное предприятие, связующее транспортную систему Юга России с государствами Каспийского региона. Общая протяженность причальных стенок составляет около 1500 метров. Годовая мощность порта по перевалке нефти составляет 7,9 млн тонн. Все причалы генеральных грузов в сухогрузной гавани механизированы, они оснащены необходимой перегрузочной техникой, имеют подъездные и выставочные железнодорожные пути. В порту функционируют также железнодорожный и автомобильный паромные причалы для перегрузки железнодорожных вагонов, автомобилей и контейнеров общей грузоподъемностью до 1,3 млн тонн в год. Махачкалинский морской торговый порт – единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии, который принимает суда длиной до 150 метров и с осадкой до 4,5 метра в сухогрузной гавани и до 6,5 метров в нефтеналивной гавани. Махачкалинский морской торговый порт сохраняет лидерство среди российских портов Каспийского бассейна. По данным Ассоциации морских портов России, около 53% из всех переваленных с начала года 14 морскими операторами грузов приходится на долю дагестанского порта. По своему профилю Махачкалинский порт является универсальным, то есть здесь переваливают практически любые грузы – и жидкие, и сыпучие. Основную долю грузооборота составляет сырая нефть и зерно, с начала года их перевалка увеличилась соответственно на 198% и 180%.

В ближайшие годы, возможно, один из шести причалов станет пассажирским, чтобы там могли останавливаться корабли-паромы. В программе развития портов Каспийского бассейна есть планы по строительству паромного пассажирского терминала и пассажирского вокзала – проектирование до 2021-2022 годов, а само строительство – до 2030 года.

Значимость Махачкалинского морского торгового порта возрастает в связи с масштабным освоением новых нефтяных месторождений на Каспии. Мощности порта позволяют сегодня обеспечить значительный рост объемов перевалки нефти и нефтепродуктов. Но российскую нефть везут мимо Махачкалы. В торговом порту надеются, что с вводом в эксплуатацию новых месторождений на Каспийском шельфе ситуация с перевалкой жидких грузов кардинально изменится: российские нефтяные компании, работающие на Каспии, вернутся в Махачкалу. Выгода очевидна: не только порт получит на перевалке этой нефти дополнительные доходы, но и в республиканский бюджет поступят значительные налоговые отчисления.

Махачкалинский порт удачно вписывается в общую концепцию развития транспортного коридора "Север – Юг". Транспортировка каспийской нефти и перевалка грузов, формирующихся в Казахстане, Туркмении, Иране и других странах Каспийского региона, через Махачкалу наиболее выгодна и значительно уменьшает сроки доставки грузов до западных стран, пишет автор.

А если будут созданы благоприятные условия для грузовладельцев и решены существующие проблемы, то транспортный коридор "Север – Юг", по оценке экспертов, привлечет новые значительные объемы грузов. И не только.

Ожидается, что для порта новые перспективы откроются и в рамках программы возрождения Великого Шелкового пути, пролегавшего некогда через Дагестан. Не первый год идут межгосударственные консультации Исламской Республики Иран и России по созданию "зеленого коридора" – специального комплекса правительственных решений, позволяющих досматривать и оформлять сельскохозяйственные грузы двух стран в упрощенном порядке. Если, наконец, удастся запустить этот долгожданный коридор, то торгово-экономические связи в регионе получат новый импульс развития.

Рынки сбыта Ирана и Индии для российских портов Каспийского бассейна в стратегии, разработанной Минкавказом России, видятся наиболее перспективными. Самыми востребованными в Иране в ближайшей перспективе, по прогнозам экономистов, должны стать сельхозпродукция, кормовые шпроты, коксующийся уголь. Индия, согласно прогнозу, будет нуждаться в импорте бумаги, химии и сельхозпродукции.

Программа развития порта направлена на реализацию Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, разработанной в соответствии с поручением президента РФ и в ноябре 2017 года утвержденной правительством страны. Основная цель Стратегии – укрепление экономического и геополитического присутствия России в Каспийском море, расширение и углубление экономических и культурных связей со странами Каспийского бассейна, создание условий для дополнительного социально-экономического развития Каспийского региона России путем увеличения грузопотоков международной торговли, проходящих через порты Каспийского бассейна.

* * *

Согласно свежему сентябрьскому опросу армянского представительства Gallup, лишь 40,9% опрошенных в Армении высказались за интеграцию с Россией, хотя в мае 2015 года этот показатель составлял 63%. Некоторые армянские эксперты полагают, что падение интереса к РФ обусловлено недостаточной по интенсивности работой российских организаций в Армении и, напротив, активной деятельностью других стран.

Газета "Голос Армении" обратилась к торговому представителю РФ в стране Андрею Бабко с рядом вопросов, в том числе, берет ли торгпредство на себя часть этой критики? Торгпред отметил, что 2017 год был рекордным по товарообороту между Арменией и Россией, составившем почти 1,75 млрд долларов, рост составил 29% по сравнению с предыдущим годом – такого раньше не было. Последние данные Статкомитета Армении также фиксируют ускорение темпов роста внешнеторгового оборота между двумя странами: в январе-сентябре по сравнению с тем же периодом 2017 года он составил 17,5%, превысив 1,4 млрд долларов. "Таким образом, статистика говорит как раз об обратном, тем самым как бы опровергая сомнения скептиков. Однако, при этом надо признать, что некоторые СМИ работают против нас, создавая, скажем так, необъективную, не очень честную картину", - сказал Бабко. Он рассказал о недавно снятом одним из сайтов явно заказном фильме о якобы демпинговых ценах российской компании по производству конфет. Российскую компанию вызывали в Госкомиссию по защите экономической конкуренции, куда пошел и представитель торгпредства, и этот факт тут же истолковали как попытку давления на регулятора.

"Давайте посмотрим, из чего сегодня состоит армянская экономика, - рассуждает российский торгпред. - Кто добывает полезные ископаемые, кто занимается транспортом, энергетикой, банковским делом и т.д. На них, российских, как правило, "дочках", сегодня держится многое в экономике, поэтому называть деятельность российских компаний в Армении агрессивной, на мой взгляд, неправомерно". Он также рассказал о деятельности Клуба российских бизнесменов в Армении под названием "Гермес", который был создан лет 5 назад и куда входят порядка 40 предприятий в Армении со 100%-ным либо преобладающим российским капиталом. Это и "Газпром Армения", и "Роснефть Армения", и ВТБ банк и другие банковские и страховые структуры, Южно-Кавказская железная дорога" (ЮКЖД), курьерские компании, добывающие компании. Президентом клуба является посол РФ в Армении, сам Бабко - исполнительным директором. Клуб занимаемся благотворительными проектами.

После "бархатной революции" в Армении некоторые российские компании, например, ЮКЖД, на днях выступившая с заявлением о "несостоятельности политики правительства РА в отношении крупного инвестора", подвергаются давлению, а другие, например, российская компания "Полиметалл", и вовсе приняли решение покинуть Армению. "А кого, скажите мне, стимулируют к инвестициям такие, к примеру, маски-шоу, которые устраивают в ЮКЖД? Кого такое может побудить к дальнейшему развитию и вложениям? - не скрывает возмущения полпред. По его словам, сейчас идет отток прямых российских инвестиций из Армении. Где-то пять лет назад было 3,4 млрд долларов только российских ПИИ, сейчас 1,6 миллиардов. Это означает, что инвесторы видели риски и вывозили полученную прибыль. "Если же новое правительство будет исполнять свои декларации, то наверняка российские инвесторы вновь будут реинвестировать свои средства в Армении, расширять производства, а не закрывать их" - уверен торговый представитель.

* * *

Газета "Кабардино-Балкарская правда" сообщает, что шесть региональных проектов от республики в сфере образования стали победителями федерального конкурса, проведенного Министерством просвещения РФ в рамках национального проекта "Образование". КБР показала лучший результат по количеству проектов-победителей среди субъектов СКФО и ЮФО. Работы, победившие в конкурсе, охватывают несколько направлений. Реализация проектов позволит оказывать помощь одаренным детям, создать современную среду обучения, воспитывать гармоничную личность, совершенствовать систему профессионального образования, развивать институт наставничества.