Великобритания поможет найти общий язык Ирану и США?
Читать на сайте Вестник КавказаНедавний визит министра иностранных дел Великобритании Джереми Ханта в Иран вряд ли приведет к серьезным результатам, если Лондон не сможет помочь иранцам смягчить удар от санкций США. К такому выводу приходит турецкий телеканал TRT World в материале Can the UK help find common ground between Iran and the US? Хант отправился в Иран в понедельник с длинным списком региональных и международных вопросов, включая роль Ирана в конфликтах в Сирии и Йемене, санкции США в отношении Ирана и продолжающиеся дела задержанных граждан с двойным британо-иранским гражданством. Тем не менее, он вряд ли услышал что-либо новое.
Иран хочет выяснить, что европейцы могут сделать, чтобы облегчить бремя для Тегерана санкций США, которые разрушают экономику и отрицательно влияют на повседневную жизнь в Иране. ИРИ разочарована усилиями Европейского союза по созданию так называемой компании специального назначения (КСН), которая могла бы позволить компаниям продолжать торговать с Ираном, при этом избегая санкций США. Большинство европейских государств отказались от КСН, а Великобритания заявила о недееспособности механизма, находясь под давлением Брексита.
”Некоторым странам было предложено стать местом размещения КСН, но они отказались”, - сказал министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф во время встречи с Джереми Хантом.
Брайан Хук, специальный представитель США по Ирану на прошлой неделе, выразил уверенность, что большинство европейских компаний не готово рисковать, чтобы не попасть под санкции США.
Семьсот иранских официальных лиц и организаций находится в списке американских санкций. Иран не может продавать самый главный продукт, поддерживающий экономику страны, нефть, на международных рынках, а также привлекать иностранные инвестиции для своей стагнирующей экономики.
Иран разгневан, поскольку соблюдает условия ядерной сделки. Поэтому иранские чиновники не настроены обсуждать что-либо еще, до тех пор пока не будет найдено решение торговых проблем Ирана на мировом рынке. Но даже если бы у Великобритании были решения, она оказалось бы наименее вероятным партнером для таких переговоров. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи никогда не доверял Великобритании и не скрывал историческую вражду, существующую между этой страной и Ираном.
Жестокая история
Напряженность в отношениях между Ираном и Великобританией не сильно отличается от иранско-американских разногласий. Иран уравнивает две страны, когда дело доходит до оскорблений и обвинений. Память об отношениях с Великобританией восходит к концу XIX- началу XX века. Считается, что первый король династии Пехлеви Реза-шах был якобы приведен к власти, а затем свергнут англичанами в середине 1940-х годов.
В следующем десятилетии нефтяная промышленность Ирана оказалась на пороге кризиса, когда в 1951 году иранский парламент решил национализировать свою нефть и лишить Великобританию 50-процентной доли прибыли. Это решение в конечном счете привело к самым горьким последствиям, запечатлевшимся в памяти у народа: свержению избранного народом премьер-министра Ирана Мохаммада Моссадыка в результате совместного британско-американского переворота в 1953 году.
Первое впечатление - последнее впечатление
По сей день иранский истеблишмент считает, что у Великобритании есть свои планы на Ирак. Иранская служба ”Би-би-си”, которая начала вещание в Иране в 2009 году, рассматривается как мягкая сила Англии против Ирана. ”Би-би-си” было отказано в размещении офиса в Иране, а экспертам и чиновникам запрещено давать интервью каналу. Любое сотрудничество считается ”шпионажем” в пользу Великобритании.
Иран продолжает задерживать, запугивать и угрожать сотрудникам ”Би-би-си”, их семьям и знакомым в Иране. Назанин Загари-Рэтклифф, чья судьба была одной из тем, поднятых Джереми Хантом, находится в тюрьме по обвинению в сотрудничестве с ”Би-би-си”. ”Британский министр приехал, чтобы освободить британского шпиона, а не обсудить СВПД”, - пашет газета сторонников жесткой линии Keyhan, осуждающая правительство за ”радушие, оказанное высокомерному британскому министру”.
Несмотря на враждебность, в 2015 году после подписания ядерной сделки с Ираном отношения между странами улучшились, и Великобритания по-прежнему поддерживает иранскую сделку, несмотря на то, что это ставит под угрозу ее отношения с Соединенными Штатами.
Великобритания возобновила работу своего посольства в Тегеране и поощряет торговлю с Ираном. Год назад многие британские компании рассматривали возможность инвестирования в страну, однако отказались от этого с введением новых американских санкций.
Тот факт, что в понедельник британский министр иностранных дел был радушно встречен, ходил по улицам Тегерана и пил гранатовый сок на Большом Базаре не означает, что Иран готов выполнить все условия его списка требований. Тегеран надеется, что на территории Великобритании будет создана КСН, или, по крайней мере, страна станет посредником в отношении санкций или даже возможных переговоров с президентом Дональдом Трампом.
Иран готов поверить в то, что Великобритания сможет добиться снижения неослабевающего давления США на Иран.