Рашад Алекперов: "Творчество для меня есть способ очищения"

Читать на сайте Вестник Кавказа

В Москве открылась выставка "Семь красавиц", посвященная творчеству азербайджанского поэта XII века Низами Гянджеви. Экспозиция представлена в залах Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства. Она насчитывает порядка 60 экспонатов, воспевающих культуру Азербайджана в разных аспектах. Это синтез коврового, ювелирного искусства, миниатюры, национальной классической музыки, классического танца и современного искусства. Путешествие в завораживающие миры Низами открывает инсталляция художника-концептуалиста Рашада Алекперова. О своей работе художник рассказал "Вестнику Кавказа".

- Как родилась ваша инсталляция?

- Эту инсталляцию я делал для азербайджанского павильона на Венецианской биеннале. Это классическая азербайджанская миниатюра Султана Мухаммеда. У нее нет цвета, я просто использовал графику и сделал теневую инсталляцию. На ней изображен юноша, читающий книгу. Людям часто не хватает этого, они сегодня мало читают. 

- Сколько времени уходит на создание такой инсталляции? 

- От трех до семи дней. Это для меня как игра: ставится свет и вырезаются детали из металла. Я люблю этот процесс, люблю металл.

 

- Как вам в голову пришла идея такого рода инсталляций?

- С тенями я начал работать в 2001 году. Из отходных материалов сделал композицию ”Восток-Запад”, потом еще две композиции со светом. И пошло-поехало. Я не ожидал такой реакции – инсталляции пользовались успехом на многих выставках, в том числе в Москве. В 2009 году в "Айдан-галерее" у нас была совместная выставка с Айдан Салаховой. Там на представил теневую инсталляцию из пластиковых канализационных труб. Потом была выставка в Манеже, в павильоне ”Космос”, где я представил инсталляцию из канатов.

- Какие работы и где планируете представить в ближайшем будущем?

- В конце 2019 года будет большая выставка на Тайвани. Там соберутся художники, которые работают только со светом и тенью. Их немного, семь человек во всем мире. И один из них.

- Что вас вдохновляет на такие работы?

- Насчет вдохновения я не знаю, я делаю то, что меня волнует в данный момент. 

- А что волнует? 

- В последней работе - протест по отношению к СМИ, в частности к в отношении соцсетей. Когда-то у меня был аккаунт на Facebook, и это мне сильно мешало. Было много ненужной информации. Для меня создание таких работ – своего рода способ очищения.