Никол Пашинян: чужой среди своих
Читать на сайте Вестник КавказаВопрос о том, представитель какой страны займет пост генсека ОДКБ, стал яблоком раздора между Арменией и как минимум двумя союзниками по организации – Белоруссией и Казахстаном. На прошедшем 8 ноября в Астане саммите ОДКБ стороны так и не договорились о том, останется ли должность генерального секретаря закрепленной за Арменией до 2020 года или будет передана следующей по алфавитному порядку Белоруссии. О том, что вопрос, вероятно, решится в пользу Белоруссии, открыто заявил хозяин саммита, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Окончательное решение, по словам Назарбаева, будет принято 6 декабря в Санкт-Петербурге.
Этот вопрос, с учетом щепетильности для Армении, заряжен серьезным конфликтным потенциалом. Среди участников ОДКБ вызвали серьезное недовольство несогласованные действия Еревана в вопросе уголовного преследования Юрия Хачатурова, которые поставили под удар имидж всей организации.
Никол Пашинян понимал, что подобными действиями дискредитирует ОДКБ и разозлит союзников и был заранее предупрежден о вероятной негативной реакции со стороны России. Об этом свидетельствует опубликованная запись прослушанного телефонного разговора между главами Специальной следственной службы Сасуня Хачатряна и Службы национальной безопасности Армении Артура Ванецяна. Отметим, что подлинность записи была подтверждена самими "жертвами" прослушки – Ванецяном и Хачатряном.
В июле этого года генсека ОДКБ арестовали и отпустили под залог сразу же после резкой реакции из Москвы. Это характеризует реальную степень независимости органов юстиции новой Армении, в которой арест Хачатурова проводился по указке Пашиняна, а решение об освобождении под залог – после окрика Сергея Лаврова. Уголовное дело против Хачатурова не прекратили и с поста генсека его ОДКБ отозвали. Этой историей, поставившей организацию в затруднительное положение, Ереван серьезно подорвал собственные и без того некрепкие позиции в военном блоке. Такую внешнеполитическую цену Пашинян заплатил, чтобы устроить расследование событий 1 марта 2008 года и посадить за решетку экс-президента Роберта Кочаряна.
Этой заветной цели Пашинян пока достигнуть не смог, а уже 9 декабря в Армении состоятся внеочередные парламентские выборы. Похвастать экономическими успехами полугодовалое правительство Пашиняна не может, внешнеполитических прорывов за время правления пашиняновской команды также достигнуто не было. На этом фоне потеря Арменией контроля над постом генсека ОДКБ –фиаско, которое приходится абсолютно некстати в контексте предстоящих выборов. После заявления Назарбаева о вероятной передаче поста генсека ОДКБ Белоруссии, Пашиняну стало окончательно ясно, что внешнеполитического провала ему не избежать. Слова Назарбаева указывает на то, что де-факто вопрос уже решен, но союзники дали до 6 декабря Армении время попытаться выйти из ситуации, сохранив лицо.
Как и в случае с арестом Юрия Хачатурова, Никол Пашинян и в этот раз решил руководствоваться внутриполитической конъюнктурой, сделав из лишения Армении поста генсека ОДКБ громкую пиар-акцию. Резкие прямые выпады в адрес Лукашенко и Назарбаева, от которых Пашинян в ультимативной форме потребовал объяснений, на первый взгляд, представляются проявлением характерной для лидера армянской революции эмоциональной несдержанности и отсутствия опыта. Но здесь прослеживается также и политический расчет. В складывающейся неблагоприятной для Армении ситуации, исполняющий обязанности премьер-министра намеренно позиционирует себя эдаким народным лидером, не пасующим перед Минском и Астаной и не чурающимся использовать жесткие формулировки в их адрес, когда речь заходит об армянских национальных интересах. Сыграв на национальных чувствах и укоренившейся в Армении неприязни к Белоруссии и Казахстану из-за их позиции по нагорно-карабахскому конфликту, Никол Пашинян рассчитывает получить и, вероятно, получит одобрение электората, что является для него приоритетом.
О степени собственной ответственности за потерю поста генсека Пашинян предпочитает не говорить, вместо этого настраивая народ против "внешних врагов" в лице "авторитарных" Белоруссии и Казахстана. И если, как утверждает армянская сторона, на процессы внутри ОДКБ влияет не состоящий в организации Азербайджан, то это свидетельствует об успехе азербайджанской дипломатии и провале армянской – и спрос за это, соответственно, с армянского правительства.
Показательно и то, что казахстанский и белорусский лидеры до сих пор даже не сочли нужным отреагировать на заявление Пашиняна. Минск ограничился издевательским ответом на уровне пресс-секретаря МИД Александра Глаза: "Видимо, исполняющий обязанности премьер-министра Армении возомнил себя международным прокурором, уполномоченным карать или миловать… Наверное, господин Пашинян пока не понял, что правила так называемой уличной демократии неприемлемы в большой политике. Жаль, надеемся, что со временем это пройдет".
Никол Пашинян, тяготеющий к селфи с западными лидерами и даже почитающий за честь, когда они надевают носки (!) в цветах армянского флага, не вписался в клуб постсоветских лидеров, и доказал это, устроив скандал в формате союзной организации ОДКБ. Уже очевидно, что он не смог завязать с ними доверительные отношения – а личные связи между лидерами на постсоветском пространстве решают многое. В перспективе это усугубит внешнеполитические позиции Армении, однако сегодня Пашиняна куда больше интересуют предстоящие выборы. Растущая поляризация общественного мнения вокруг ситуации в ОДКБ активизирует сторонников "смены курса" в Ереване, и прозападные армянские СМИ, сегодня фактически являющиеся правительственными, уже муссируют эту тему. Этот маневр, ставший уже традиционным в армянской политике, настолько же банален, как и очевиден – с целью компенсации потери должности генсека ОДКБ Ереван попросит у Москвы либо очередную партию оружия, либо снижения цены на газ, либо иную преференцию, в противном случае "угрожая" ростом влияния Запада на страну. Пойдет ли на этот завуалированный шантаж Москва, особенно, с учетом низкого уровня доверия к Пашиняну – вопрос открытый.