Россия ничего не заработала на дорогой нефти
Читать на сайте Вестник КавказаРоссийская экономика практически не получила вливаний от высоких цен на нефть, поскольку весь доход от подорожания "съел" отток капитала, ускорившийся из-за боязни новых санкций, - уверен главный экономист ВЭБа Андрей Клепач.
"Практически весь выигрыш между нынешними ценами в практически $70 за баррель и теми, на которые ориентировались раньше, в начале года - $50 с лишним, он весь ушел в отток капитала, и почти ничего не осело внутри экономики, даже несколько поубавилось", - рассказал Клепач, добавив, что отток капитала - не только "хроническая болезнь" российской экономики, но и результат опасений инвесторов, связанных с новой волной санкций, передает "Прайм".
По мнению экономиста, снижение зависимости от энергоресурсов для экономики тоже не всегда является благом, поскольку нефть для нефтедобывающей страны - источник огромного ресурса, и нужно думать о том, как эффективно извлекать из него средства для роста экономики.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, снижение доли доходов от нефтегазовой отрасли в экономике страны объясняется снижением налогов на отрасль, включая налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины. "Если государство стало получать больше доходов от ненефтяных отраслей, это может означать не только то, что они растут, но и то, что выросли налоги на эти отрасли, благодаря чему бюджет получает от них более высокие поступления. В результате такая политика переориентации на ненефтяной сектор увеличивает налоговую нагрузку на ненефтяной бизнес", - обратил внимание он.
В то же время подъем налогов на нефтяную отрасль помог бы оставить в экономике больше доходов от высоких цен на нефть, замедляя тем самым отток капитала. "Сейчас получается, что государство стало забирать больше денег из ненефтяных отраслей, замедляя общий рост экономики. В таких условиях встает вопрос, не лучше ли уменьшить налоговую нагрузку на этот бизнес и позволить ему самостоятельно расти, подняв налоги на нефтяную промышленность, пока нефть торгуется на высоких уровнях и нефтяники получают значительные доходы. То есть здесь все не так однозначно: зачастую высокая доля нефтегазовых доходов может означать, что для других отраслей налоги снизили, тем самым стимулируя их развитие", - указал Игорь Юшков.
Старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин, в свою очередь, обратил внимание, что за последние 15 лет радикальных подходов к налогообложению нефтяного сектора не появилось. "Налоговый маневр – это, скорее, некоторый перенос налогообложения с одних подсекторов нефтяной промышленности на другие. В будущем, возможно, когда мы станем подводить итоги последних лет, усилия правительства по сдерживанию цен на внутреннем рынке окажутся как раз такой серьезной мерой поддержки ненефтяного сектора как потребителя нефтепродуктов – но пока о негативном влиянии государственной политики на нефтепром говорить трудно. Если сравнивать современность с периодом начала века, когда у нас были более высокие экспортные пошлины, цены на внутреннем рынке оставались более низкими по отношению к мировым, затем в рамках налогового маневра пошлины на нефть и нефтепродукты снизились, и теперь внутренние цены стремятся к довольно высокому экспортному паритету, из-за чего правительство и пытается вмешиваться менее рыночными методами за счет соглашений по фиксации цен", - рассказал он.
"Методы правительства, может, и изменились, но, по сути дела, положение нефтяной отрасли не стало хуже по сравнению с тем, что было в эпоху более высоких пошлин. Я не вижу принципиальных подвижек в сторону серьезного роста налоговой нагрузки на нефтянку в последнее время. Мне не кажется, что нефтяную отрасль пытаются как-то сильно "остричь" через налоги, чтобы поддержать другие. Единственное замечание: правительство сейчас требует более высоких дивидендов, чем раньше, нормы дивидендных выплат выросли практически везде до 50%, но это не налоги, а только требования более высоких выплат к акционерам, которые призваны, наоборот, стимулировать эффективность нефтяных компаний", - добавил Алексей Кокин.
Напомним, по данным ЦБ РФ, чистый отток капитала из РФ в январе-октябре вырос в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $42,2 млрд.