Давуд Азад, вдохновленный суфизмом
Читать на сайте Вестник КавказаМузыкальное творчество народов Ирана удивляет своей незыблемостью и аутентичностью. Вслушайтесь в его мелодии и звуки – и вы непременно почувствуете связь с древними цивилизациями. На протяжении веков народы, заселяющие эту территорию, создавали уникальные классические образцы искусства. Один из современных деятелей культуры, вокалист, композитор, мультиинструменталист и мастер игры на струнных инструментах, таре и сазе, этнический азербайджанец Давуд Азад, живущий в Тегеране.
Давуд Азад - выдающийся мастер иранской музыки - восхищает своим стилем пения и потрясающими композициями, которые объединяют классические и современные элементы. Его творчество базируется на суфизме, мистическом течении ислама, а композиции включают стихи великого поэта XIII века, суфийского мистика Джалаладдина Руми.
Давуд родился в Урмии в 1963 году и начал играть на музыкальных инструментах в возрасте 19 лет, а преподавать и выступать - в 21 год. Первый компакт-диск был выпущен, когда ему исполнилось 25 лет. Альбом ”Maktabe Tar Tabriz” стал классическим, задающим современные стандарты игры на таре. Будучи вокалистом, композитором и инструменталистом, Азад виртуозно играет на таре, сетаре, танбуре, уде, дафе и ребабе. Своим творчеством Давуд подчеркивает разнообразие ислама как источника творческого вдохновения. "Для меня музыка отображает состояние данного момента. Я считаю, что музыка способна отключить ваш ум от прошлого и будущего... Музыканты на сцене чувствуют все знания, объединившись со всей вселенной, единством, которое приходит с музыкой. Даже если это происходит всего несколько секунд на концерте, это большое достижение", - признался музыкант в одном из интервью.
По его мнению, музыка позволяет выйти за пределы себя и одновременно оставаться в настоящем времени самим собой. "Древние суфии считали, что мы находимся в единстве с Богом, а язык общения - это музыка. По мнению суфиев, другого языка кроме музыки не существовало. Глубокая преданность музыке напоминает об этом состоянии нашего бытия", - говорит музыкант. Магия и мистика особенно проявляются в его знаменитом произведении "Я - дух Луны", в котором слова великого мыслителя Руми сопровождает музыка Себастьяна Баха. "В стихах Руми или других великих поэтов, которых я собираюсь петь, содержится призыв о том, чтобы забыть себя и стать единым со Всевышним", – говорит Давуд.
Суфии уделяли огромное внимание анализу внутреннего мира человека, пытаясь помочь ему в достижении духовной благодати. Суфизм - важная часть духовной культуры народов Ближнего Востока. Он всегда был популярен в Азербайджане, Иране, Турции. У азербайджанцев суфизм обрел широкое воплощение в народной музыке и в поэзии. В Средних веках азербайджанские поэты-суфии Саййид Али Имадеддин Насими, Шах Исмаил Хатаи и Мухаммад Физули создали высокие образцы духовной культуры. К их числу также относятся поэтические и прозаические произведения Йахйи-ал Бакуви, Йусуфаал-Мускури-аш-Ширвани, деде Умара Рушани и Ибрахим Гюлшани. Эти азербайджанские мусульманские мистики создавали и распространяли в народе идею интеллектуально-мистического гностицизма так называемого ирфанского суфизма, т.е. суфизма в его шиитской форме. На стихи этих поэтов сочинялась классическая мугамная музыка азербайджанского народа. Этот музыкальный жанр восходит в своей основе к древним зороастрийским корням, однако получил философско-эстетическое оформление под прямым влиянием тасаввуфа.
Сегодня Давуд Азад продолжает эти древние традиции. Его вдохновляют классическая музыка дастгях и традиционная музыкальная форма мугам, которые популярны в Азербайджане и Иране.
Многие ученые склонны считать мугам частью суфизма. Так кандидат философских наук Мушвиг Шукюров считает мугам продуктом суфизма. По его мнению, желающие воспринимать его в качестве народного творчества должны как-то объяснить тот факт, что мугам имеет строгую философскую структуру и бесконечно глубокое философское содержание. Да, считает он, безусловно, музыка такого уровня питалась от народного мелоса, но она не могла сформироваться, опираясь всего лишь на народное мышление. Философ сравнивает мугам с индийскими рагами не случайно: если раги опираются на философию вед, то мугам - на философию ислама. Цель музыки зикра, по его словам, состоит в том, чтобы окунуть человека в гармонию совершенных, духовных чувств и постепенно поднять его до истинной реальности. И в этом смысле суфийская поэзия Руми, Насими, Физули и мугам преследуют одну и ту же цель.
Продолжение следует