Лукашенко подумал и отказал Москве в создании военной базы
Читать на сайте Вестник КавказаНемногим дольше недели просуществовала "теория" о создании российской военной базы в Белоруссии в качестве ответа на создание крупной базы США на территории Польши. Мелькнувшие об этом сообщения и аналитические обоснования действий Москвы и Минска настолько встревожили Запад, что он немедленно приступил к зондированию ситуации – в Белоруссию была командирована группа американских аналитиков.
Конец начинавшейся было истерии положил президент Белоруссии Александр Лукашенко. На встрече с американскими аналитиками он заявил: "Вам как экспертам не только в сфере внешней политики, но и в военно-политических вопросах не нужно объяснять, чем может грозить нам любая военная конфронтация между Западом и Востоком. Наша страна категорически не заинтересована в конфликтах – ни в горячих, ни в замороженных. Ни у соседей, ни тем более на своей территории". Лукашенко подчеркнул, что военная доктрина Белоруссии носит исключительно оборонительный характер.
"Необходимость в российской военной базе - надуманная проблема. Мы находимся в военно-политическом союзе с Россией. Будет здесь база военная, не будет – разницы абсолютно никакой нет. И мы эту базу не размещаем здесь не потому, что мы хотим вам или кому-то показать, что мы суверенные и независимые. Мы ее не размещаем, потому что она здесь не нужна. Мы сами по нашему замыслу, военному оборонительному плану с Российской Федерацией обеспечим те функции, которые на нас возложены", - сказал Лукашенко, особо подчеркнув, что создание такой базы на территории Белоруссии не имеет смысла. По его словам, тем более не имеет смысла создание базы военно-воздушных сил, так как при необходимости время подлета самолетов с территории России не превысит 5 минут – "так зачем подставляться под удар возможного агрессора, выдвигая военно-воздушную базу на передовую".
Собственно, сам Лукашенко был причастен к поднявшемуся ажиотажу. Его недавнее расплывчатое заявление о том, что Москве и Минску придется ответить на создание "лишних" военных баз в Польше, было истолковано в Вашингтоне именно как намерение создать совместную российско-белорусскую военную базу на территории Белоруссии. Это, к слову, было не первое неоднозначное замечание Минска по поводу появления в Польше на постоянной основе бронетанковой дивизии США.
Ранее министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей заявил, что не исключает появления иностранной военной базы в республике. Правда, то заявление было фактически дезавуировано послом РФ в Минске Александром Суриковым, который заявил, что переговоры "о российской военной базе стороны не ведут", но "если такой вопрос будет поставлен, мы будем его обсуждать".
Сегодня на территории Белоруссии, по сообщению местных СМИ, действуют две российские военные базы: радиолокационная станция "Волга", входящая в состав системы предупреждения о ракетном нападении, и узел связи ВМФ России.
По мнению некоторых экспертов, вызов Вашингтона в виде создания базы бронетанковых войск в Польше может только укрепить отношения Москвы и Минска в военной сфере. Партнерство России и Белоруссии, помимо взаимодействия в формате ОДКБ, выражается в регулярных совместных учениях. В частности, в прошлом году состоялись грандиозные учения "Запад-2017", которые позволили Москве и Минску оценить степень боеготовности как собственных войск, так войск союзного государства. Учения "Запад-2017" были полезны и тем, что помогли выявить определенную разницу между уровнем подготовки в российских и белорусских войсках, и в одностороннем порядке, как говорят специалисты, разницу эту не нивелировать, что тоже актуализирует вопрос интеграции в военной сфере.
И тут вопрос начинает упираться в позицию главы Белоруссии Александра Лукашенко, который сдерживается от заключительного большого шага, ограничиваясь тем, что есть, а иногда не гнушается откровенной спекуляцией на тему Союзного государства России и Белоруссии – дескать, и так уже создано общее государство, чего же больше?
По мнению же большинства белорусских политологов, Лукашенко опасается не столько даже снижения суверенитета своего государства, хотя равнодушным его в этом вопросе не назвать, сколько ослабления собственной власти, что при углублении интеграционных процессов в той или иной степени исключать нельзя. Поэтому каждый раз, когда казалось бы ситуация назрела, белорусский лидер находит поводы и причины для сохранения статус-кво в российско-белорусских отношениях.
Он воодушевленно комментирует такие заявления Москвы, как, например, недавнее о том, что любые недружественные действия третьих стран в отношении Белоруссии Москва расценит, как прямое нападение на Россию со всеми вытекающими отсюда последствиями. И сам на подобные с обратным адресом не скупится. И на деле, возможно, о союзническом долге в случае чего не забудет. Однако всего того, что хоть теоретически несет угрозу его единоличной власти в Белоруссии, Лукашенко будет избегать, если только не возникнет угроза… опять же его личной власти.