Леонид Терушкин: "Мы никогда не устанем рассказывать, чем запятнали себя те или иные пособники нацистов"

Читать на сайте Вестник Кавказа

На днях на Историческом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова прошел международный круглый стол "Минское гетто: 75 лет спустя", организованный российским федеральным информационно-аналитическим агентством "Вестник Кавказа", лабораторией истории диаспор Исторического факультета, Всеизраильским объединением выходцев из Беларуси, Институтом истории Национальной академии наук Беларуси, Историческим факультетом БГУ и Фондом содействия актуальным историческим исследованиям "Историческая память". На полях мероприятия "Вестник Кавказа" побеседовал с заведующим архивным отделом научно-просветительского Центра "Холокост" Леонидом Терушкиным.

- Насколько значимым вам представляется обсуждение событий в Минском гетто по прошествии  75 лет?

- Это крайне важное мероприятие. Практически впервые в таком значимом научном учреждении как Московский государственный университет проходит большой международный форум, на котором собираются историки, изучающие историю Холокоста, в частности Минского гетто. Здесь они могут все обсудить и даже поспорить, как я уже убедился. История Минского гетто только кажется достаточно хорошо изученной, но есть еще масса аспектов, которые остались неизвестными. Это и судьбы конкретных людей, и сопротивление, и коллаборационизм. Сейчас все эти вопросы всплыли и обострились. Россия и Белоруссия в этом аспекте могут и должны сотрудничать. Кому еще заниматься историей Минского гетто как ни историкам России и Белоруссии. Мы зачастую упускали эту тему, нас опережали коллеги из Израиля, США, германские исследователи. Они действительно старались и спешили, а мы отставали, хотя масса интереснейших материалов находится именно у нас - в России и Белоруссии. Поэтому это я считаю крайне важным событием.

- С чем вы связываете попытки героизации пособников нацизма в некоторых странах Европы и постсоветского пространства?

- Легализация бывших нацистов, легализация тех, кто участвовал в осуществлении нацистских преступлений, это чисто политические события. Если это кому-то выгодно, такие решения будут реализовать. Это связано, с одной стороны, с тем, что нацизм хотя и был побежден в вооруженной борьбе, но, к сожалению, не искоренен. С другой стороны, некоторые страны Европы находятся в ситуации, когда одновременно так называемые борцы с коммунизмом являются нацистскими преступниками. В этом диссонансе живут очень многие - и общественность, и правящие круги целого ряда государств. Мы не можем к этому относиться нейтрально, мы никогда не устанем рассказывать, чем запятнали себя те или иные пособники нацистов.

Совсем недавно мы получили ранее неизвестные документы из архивов ФСБ России, в которых прописано еще несколько имен. Разумеется, для тех, кто пережил Холокост, а также для их потомков в России, Белоруссии, Израиле и вообще во всем мире не может быть и речи ни о какой легализации бывших нацистских преступников. Это невозможно. Решение Нюрнбергского процесса еще никто не отменял. И надеюсь не отменит.