Россия между Востоком и Западом

Читать на сайте Вестник Кавказа

В последние годы экономика России переживает непростые времена. Экономический спад, колебание цен на нефть и западные санкции подтолкнуло Москву к политике импортозамещения, реорганизации цепей импорта, снижению зависимости от экспорта нефти и к сближению с азиатскими странами. National Interest в статье A Russian Pivot to Asia? пишет, что в Москве Азию считают альтернативой ориентированной на Запад системе международных экономических и политических отношений. В РФ убеждены, что эта система не отражает сегодняшние экономические и политические реалии, поэтому развивают отношения с азиатскими партнерами, основанные на взаимном уважении и общих интересах.

Несмотря на заинтересованность Москвы в сближении со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, есть сомнения по поводу того, как это повлияет на ее отношения с западными партнерами. Похоже, что Москва попытается продолжить работу на двух фронтах. Она не может позволить себе полностью оттолкнуть Европу, потому что это один из крупнейших экономических партнеров (на нее приходится около 40% всего объема торговли) и поставщиков технологий для России. В то же время Москва налаживает отношения с азиатскими странами, ищет в регионе новых партнеров и рынки, которые потенциально позволят диверсифицировать экономическую сферу страны.

С 2015 года Россия организует аналог Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) на Дальнем Востоке - Восточный экономический форум (ВЭФ), целью которого является создание новых возможностей для российских компаний на востоке и для азиатских компаний в России. Сравнивая эти два экономических мероприятия, становится очевидно, какое из них становится более важным. Достаточно посмотреть на список гостей обоих форумов. В 2018 году лидеры Китая, Японии, Южной Кореи и Монголии приняли участие в ВЭФ, а в ПМЭФ приняли участие только президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Японии Синзо Абэ. Во время последнего ВЭФ были подписаны контракты на сумму более $46 млрд, во время ПМЭФ - $38 млрд.

Спрос на нефтепродукты

Мировой рынок нефтепродуктов считается самым быстрорастущим. Ожидается, что этот рост продолжится в течение следующих пяти лет, и объем рынка вырастет с 1464 млн тонн в год в 2015 году до 1,708 млн тонн к 2020 году и до 1931,5 млн тонн в 2026 году. Согласно прогнозу BP, спрос на продукты нефтехимической отрасли будет расти быстрее всего, и Азия станет основной движущей роста спроса, а Китай - крупнейшим потребителем нефтехимической продукции. В России на химические продукты приходится 4,4% ($19 млрд) всего экспорта. Товары этой категории являются третьими самыми экспортируемыми после минералов и металлов.

Бенефициарный владелец ПАО "Метафракс" Сейфеддин Рустамов (Metafrax - одно из трех ведущих производителей синтетических смол в Европе и крупнейший производитель и экспортер метанола в России), сказал, что его компания планирует инвестировать более 950 млн евро ($1,1 млрд) в строительство химического комплекса в Губахе в Пермском крае. На заводе планируется производить до 575 тысяч тонн карбамида, 308 тысяч тонн аммиака и 41 тысячу тонн меламина в год.

В октябре 2017 года "Метафракс" подписала контракт на сумму 388 млн евро ($447 млн) с Swiss Casale SA (мировой лидер в создании и лицензировании собственных технологий производства аммиака, метанола, карбамида и меламина), который будет предоставлять услуги проектной документации, технологические инновации и настройку оборудования. Такое сотрудничество подтверждает зависимость российских производителей на европейских поставщиков технологий и лицензий. При этом 40% выручки Metafrax идет от экспорта в Великобританию, Финляндию, Австрию, Германию, Швейцарию и другие страны. Государства Европы остаются крупнейшими потребителями продукции компании.

В феврале 2018 года компания Рустамова создала совместное предприятие SamyangMeta с корейской компанией Sunghong Co., Ltd для расширения своей деятельности на Азиатско-Тихоокеанский регион. Интересно, что Metafrax также надеется поставлять свою продукцию на европейские рынки через это совместное предприятие. Это все больше походит на попытку найти альтернативные способы расширения своего присутствия в Европе.

Попытки Москвы охватить азиатские рынки в ее стремлении диверсифицировать экономических партнеров - вполне рациональная политика с учетом перспектив рынков Азии. Однако это стремление, хотя и очень привлекательное, будет непросто реализовать. Хотя российская экономика успешно справляется с экономическими проблемами, с которыми она столкнулась в последние годы, ей все еще не хватает структурных реформ, необходимых для поддержания долгосрочного экономического развития. Поэтому Кремль не должен развивать связи с Азией в ущерб отношениям с Европой. Россия должна найти баланс, который позволит ей успешно развиваться, пользуясь преимуществами обоих регионов.