"Минское гетто: 75 лет спустя": что такое ответственность перед историей
Читать на сайте Вестник КавказаНа Историческом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова прошел международный круглый стол "Минское гетто: 75 лет спустя", организованный российским федеральным информационно-аналитическим агентством "Вестник Кавказа", лабораторией истории диаспор истфака, Всеизраильским объединением выходцев из Беларуси, Институтом истории Национальной академии наук Беларуси, Историческим факультетом БГУ и Фондом содействия актуальным историческим исследованиям "Историческая память". Речь на мероприятии шла не только о геноциде евреев в годы Второй мировой войны на оккупированных территориях СССР, но и о попытках героизации их пособников в некоторых странах постсоветского пространства.
Модератор круглого стола, заместитель декана – ученый секретарь, руководитель лаборатории истории диаспор Исторического факультета МГУ, доцент, кандидат исторических наук Оксана Солопова напомнила, что Минское гетто было одним из крупнейших в Европе: "Там находились не только белорусские евреи, но и евреи из Германии, Австрии, других европейских стран. Гетто начали формировать 19 июня 1941 года. С тех пор для тех, кто живет в Беларуси, кто имеет отношение к изучению или причастен к белорусскому еврейству, к минскому еврейству, слово "яма" имеет несколько значений. И первое ощущение – оторопь… Это часть и моего детства тоже. Моя бабушка была угнана из-под Бреста в июне 1941 года, и хотя я родилась в 1971 году, мне кажется, всегда знала о том, что такое "яма". Это к вопросу об исторической преемственности внутри семьи, о памяти, которая репродуцируется в поколениях. Белорусские евреи, которые живут в Израиле, говорят "Мы виделись на "Яме" в 1978 году", "Последний раз виделись на "Яме" в 1991". И все знают, что речь идет о 9 мая. Это была особая субкультура, которая сопровождалась музыкой, потому что туда подгоняли грузовики и включали советские песни военных лет, люди приходили, показывали письма из США, из Израиля, которые присылали родственники, общались, даже где-то заключались браки. Это был гимн памяти об ушедших, но и гимн жизни. Немногие выжившие стеснялись того, что выжили".
Еще во время войны советские журналисты под руководством писателей Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана, которые были военными репортерами Красной армии, начали создавать "Черную книгу" — сборник документов и свидетельств очевидцев о преступлениях против еврейского народа на оккупированной нацистами территории СССР и Польши в годы Холокоста, а также об участии евреев в сопротивлении против нацистов во время Второй мировой войны.
Оксана Солопова процитировала строки из "Черной книги" об истории Минского гетто: "21 октября 1943 года гетто было снова, в последний раз окружено гестаповцами. Людей всех до единого погрузили в машины и вывезли на смерть. В тех случаях, когда в квартирах никого не находили, дома взрывали гранатами, чтобы находящиеся в укрытиях обрели смерть".
"Смотрите, как сухо, как холодно, как отстраненно, без излишней ажитации и без лишних эмоций Гроссман и Эренбург об этом пишут. Знаете, почему? Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, это написано для тех, кто понимает. А для тех, кто понимает, не нужно ничего накручивать и ажиатировать. Для тех, кто понимает, достаточно просто фактов. Потому что когда мы представляем себе 100 тысяч и то время, за которое эти люди были уничтожены, то мозг отказывается это понять и представить. Мне кажется, такой защитный механизм срабатывает в организме. Это нужно просто знать. Потому что если ты это представляешь себе в полном объеме, то не очень понятно, как потом с этим дальше жить, как вообще смотреть на человечество и думать о перспективах развития цивилизации", - заявила Оксана Солопова.
"Сегодняшний круглый стол – это не только научная конференция, не только результат, к которому лаборатория истории диаспор шла долгое время, это еще и гражданская позиция факультета. Это отношение к тому, что такое ответственность перед историей", - заявила замдекана истфака.