Михаил Альшанский: "Не вижу возможностей для искоренения антисемитизма ни на политическом, ни на бытовом уровне"
Читать на сайте Вестник КавказаНа историческом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова прошел международный круглый стол "Минское гетто: 75 лет спустя", организованный российским федеральным информационно-аналитическим агентством "Вестник Кавказа", лабораторией истории диаспор Исторического факультета, Всеизраильским объединением выходцев из Беларуси, Институтом истории Национальной академии наук Беларуси, Историческим факультетом БГУ и Фондом содействия актуальным историческим исследованиям "Историческая память". Речь на мероприятии шла не только о геноциде евреев в годы Второй мировой войны на оккупированных территориях СССР, но и о попытках героизации их пособников в некоторых странах постсоветского пространства.
Один из модераторов круглого стола, председатель Всеизраильского объединения выходцев из Беларуси Михаил Альшанский выступил с докладом "Всеизраильское объединение выходцев из Беларуси и память предков", в кулуарах мероприятия ответил на вопросы "Вестника Кавказа".
- Насколько, по-вашему, актуально звучит тема круглого стола?
- Тема уничтожения минского гетто очень тяжелая. В ходе Второй мировой войны было уничтожено 800 тысяч белорусских евреев - каждый третий. До войны в Белоруссии проживало 2 миллиона 400 тысяч евреев. Я благодарен историческому факультету МГУ за инициативу проведения этого круглого стола. Надеюсь, хотя бы раз в три года мы будет проводить подобные мероприятия.
- Безусловно, тема очень важная и животрепещущая, если учесть даже недавние события, которые произошли в американском городе Питтсбург. По вашему мнению, какие инструменты должны быть использованы, чтобы в мире не было межнациональной розни и такого позорного явления как антисемитизм?
- Это было в Питтсбурге, это было во время Второй мировой, это было во время испанской инквизиции, это было всегда. Я в этом вопросе пессимист. Я не верю, что это когда-то пропадет. Пока существуют евреи, будет антисемитизм. Фраза плохая и не моя. Это очень и очень печально. Но я не в ближайшем будущем не вижу возможностей для искоренения антисемитизма ни на политическом, ни на бытовом уровне.
- Какими вам видятся перспективы сотрудничества между Россией, Израилем и Белоруссией в вопросе борьбы с антисемитизмом?
- Давайте вернемся к истории. Было время, когда у Израиля и России не было никаких дипотношений, закрывались посольства, вспомним дипломатическую миссию Голды Меир. (Голда Мейер была первым диппредставителем Израиля в СССР, но проработала послом лишь с сентября 1948 года по март 1949 года. СССР признал Израиль сразу после провозглашения независимости в 1948 году и установил с ним дипломатические отношения. В 1967 году дипотношения были разорваны по инициативе СССР в связи с началом Шестидневной войны и восстановлены лишь 18 октября 1991 года, - прим ред.)
Посол Израиля в СССР Голда Меир при вручении верительных грамот. Кремль. Сентябрь 1948 года
Сегодня отношения Израиля и России совсем на другом уровне, они абсолютно изменились. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху называет президента России Путина "мой друг Владимир Владимирович". Это совсем другой уровень, совсем другие отношения. Снимают хорошие фильмы. "Собибор" Хабенского я смотрел с большим удовольствием.
Словом, отношения развиваются. Хотелось бы, конечно, чтобы это было быстрее. Не хочу даже думать, что отношения России и Израиля могут измениться в худшую сторону. Сегодня в Сирии столкнулись интересы и Израиля, и России, и Америки, а также различных бандформирований. Израиль не может себе позволить держать слабую армию, не защищать свою страну и своих людей. Дружба с Россией на сегодняшний день приносит плоды. В Сирии Россия выступает как сдерживающий фактор.