Грузия в ожидании второго тура президентских выборов
Читать на сайте Вестник Кавказа28 октября граждане Грузии в последний раз напрямую выбирали президента страны на ближайшие 6 лет. Ни один из 25 кандидатов не смог собрать необходимого для победы в первом раунде количества голосов. Таким образом, спустя 14 дней после публикации ЦИК официальных результатов голосования пройдет второй тур, в котором столкнутся Саломе Зурабишвили (38%) и Григол Вашадзе (37%). "Вестник Кавказа" предлагает вниманию читателей перевод статьи Die letzte direkte Präsidentschaftswahl in Georgien, опубликованной фондом Конрада Аденауэра.
Изменения Конституции, внесенные в 2017 году, обеспечивает переход от президентской к парламентской системе правления в Грузии. Следующие президентские выборы в 2024 году будут уже непрямыми – президента будет выбирать избирательная коллегия. Усечение полномочий президента вызвало много критики – не в последнюю очередь, со стороны действующего президента Гиоргия Маргвелашвили, который неоднократно высказывал недовольство предполагаемым отсутствием ясного описания функций главы государства в новой системе.
При этом реформа первой Конституции, которую Грузия приняла после обретения независимости в 1991 году, должна была, согласно оценке Венецианской комиссии и международных экспертов по конституционному праву, стать шагом в направлении более демократичного государственного устройства с более ясным разделением трех ветвей власти, усилением роли и ответственности парламента. Существовавшими раньше широкими властными полномочиями президента злоупотребляли как Шеварнадзе, так и Саакашвили.
Значение последних прямых выборов президента неоднократно преуменьшалось правящей партией "Грузинская мечта", которая указывала на сокращение полномочий главы государства. Это было также одной из называемых "Грузинской мечтой" причин, по которым президент Маргвелашвили после одного срока более не захотел выдвигаться на этот пост. Вместо этого другая персона доминировала в новостных сводках: выступившая первоначально в качестве независимого кандидата и позднее поддержанная партией миллиардера Бидзины Иванишвили Саломе Зурабишвили. Рожденная во Франции дочь грузинских эмигрантов приехала в Грузию в 2003 году в качестве посла Франции. В 2004 году Михаил Саакашвили предложил президенту Жаку Шираку освободить Зурабишвили от работы на французскую дипломатию для того, чтобы она заняла должность главы МИД Грузии. Но уже в 2005 году между Саакашвили и Зурабишвили произошел разлад, в результате которого последняя была освобождена от должности.
После этого Зурабишвили в качестве обычного парламентария создала новую партию - "Грузинский путь" и стала ее председателем. В грузинском обществе Зурабишвили подвергается критике из-за спорных высказываний, в том числе, касательно российско-грузинской войны 2008 года и выпадов в адрес грузинского духовенства. Эти и другие высказывания Зурабишвили за несколько недель до выборов привели к сильной поляризации грузинского общества.
В обществе критикуется поддержка Зурабишвили партией "Грузинская мечта", которая первоначально не захотела выдвигать собственного кандидата "в лучших традициях европейских парламентских республик". Предполагаемая независимость кандидатуры Зурабишвили сократилась из-за поддержки партии экс-премьера Бидзины Иванишвили. Нарушение баланса в пользу Зурабишвили в ходе избирательной гонки было заметно невооруженным глазом на грузинских улицах – как в столице, так и в регионах кандидат-фаворит "Грузинской мечты" была представлена повсеместно, в то время, как из остальных 24 кандидатов лишь двое имели ограниченное визуальное присутствие.
Под руководством оппозиционной партии ЕНД была создана коалиция из десяти мелких оппозиционных партий, которые выдвинули Григола Вашадзе в качестве своего кандидата. Вашадзе также был министром иностранных дел при Саакашвили, и еще до выборов рассматривался в качестве главного соперника Саломе Зурабишвили.
Хорошие шансы были у кандидата от партии "Европейская Грузия" Давида Бакрадзе, который набрал на выборах 28 октября 11%. Бакрадзе был при прошлом правительстве спикером парламента и депутатом от "Европейской Грузии".
Перед выборами при посредничестве фракции Европейской народной партии в Европарламенте между ЕНД и "Европейской Грузией" было заключено соглашение о том, что в случае проведения второго тура выборов, две партии поддержат единого кандидата. В результате выборов 28 октября этот случай наступил.
Несмотря на то, что нынешние президентские выборы по своей значимости ниже парламентских выборов 2020 года, они стали испытанием для относительно молодой 27-летней грузинской демократии. Их корректное проведение является важным фактором для смягчения усиливающейся напряженности в обществе и недовольства населения по поводу экономического регресса. ЕНД смогло постепенно усилить общественную поддержку своего кандидата, в то время как поддерживаемая "Грузинской мечтой" и правительственным большинством Саломе Зурабишвили не смогла выиграть в первом туре голосования. Одно лишь это можно расценивать в качестве успеха ЕНД, которое смогло утвердиться в борьбе против превосходящей силы. Уровень поддержки кандидата Бакрадзе закрепился на уровне 10%.
Развязка этих президентских выборов станет важным предвестником парламентских выборов 2020 года, поскольку покажет, в состоянии ли страна провести смену власти в соответствии с демократическими стандартами. По этой причине международные наблюдатели призывают всех кандидатов придерживаться демократических принципов и проявить уважение к воле грузинского населения. Сразу же по завершении первого тура голосования Григол Вашадзе своими высказываниями вызвал новые общественные дебаты: если он станет президентом, то помилует экс-президента Михаила Саакашвили, ордер на арест которого был выдан действующей грузинской властью. Является ли это высказывание удачным ходом для второго тура выборов или наоборот, покажет время.