Александр Седов: "Москва и Баку переживают музейный бум"
Читать на сайте Вестник КавказаВ этом году исполняется 100 лет со дня основания Государственного музея Востока – единственного в России культурного центра, специализирующегося на хранении, изучении и популяризации искусства стран и народов Востока. О важности сохранения наследия восточных народов для развития российской и мировой культуры, а также о связях с азербайджанскими музеями "Вестнику Кавказа" рассказал генеральный директор музея Востока Александр Седов.
- В инвентарной книге вашего музея под номером один значится ковер, сделанный в Ленкорани. Сколько всего азербайджанских экспонатов в музее?
- Несколько сот. У нас одна из лучших в России ковровых коллекций, в Средней Азии, на Кавказе, и львиную ее долю составляют именно азербайджанские ковры.
- Вы недавно вернулись из Баку. Какова была цель вашей поездки?
- Я принимал участие в конференции, посвященной истории Ширваншахов. Это было исключительно интересно. Во дворце Ширваншахов в Баку сейчас проходит превосходная выставка, где представлены шедевры азербайджанского искусства в период Ширваншахов из музеев мира - из турецких музеев, из военного музея Стамбула, а также из региональных азербайджанских музеев.
- В России сейчас стало модным посещать выставки, особенно проекты Третьяковской галереи, Пушкинского музея. Есть ли у вас подобный спрос среди москвичей?
- Да. Владислав Александрович Кононов, директор департамента музеев Минкультуры говорит, что за три года число посетителей нашего музея выросло чуть ли не в полтора раза. Музейный бум в России, который можно заметить на выставках в Третьяковке, в Пушкинском музее, коснулся и нас тоже. Я не настолько самонадеян, чтобы считать, что к нам пошел народ только потому, что мы устраиваем настолько интересные выставки, что их невозможно не посетить. Думаю, что просто люди готовы сейчас платить гораздо больше и уделять гораздо больше времени посещению музеев, чем до того. Это интересный феномен, с чем он связан, я не берусь судить.
- Заметили ли вы любовь бакинцев к искусству так, как это сейчас происходит в Москве?
- Конечно. Позавчера я был в исключительно интересном музее Ковра. Там очень много посетителей, и отнюдь не только туристов. Кроме того, в Азербайджане есть совершенно выдающийся объект туристический и музейный – Старый город. Такому количеству людей в Старом городе, которые любуются этим шедевром реставрации, шедевром старой азербайджанской архитектуры, можно позавидовать. Ничего такого в округе нигде нет, я уверен.
- Есть планы сделать совместные проекты?
- Да, есть идея организовать выставку частной коллекции азербайджанского коллекционера в Москве. Три года назад мы организовали в Баку подряд две выставки. Первая "Японская гравюра периода Эдо" проходила в выставочном зале Союза художников. Вторая - в Центре Гейдара Алиева, где мы представили один из шедевров нашей коллекции – это миниатюры к "Бабур-наме". Обе выставки прошли с большим успехом. Но главное то, что это были первые выставки из московского музея, спустя полтора десятилетия. Существовавшие до того связи в какой-то момент прервались, и сейчас мы их восстановлением. Надеемся, что продолжим принимать выставки из азербайджанских музеев и посылать выставки из нашего музея в Азербайджан. В будущем году у нас планируется выставка из бакинского музея Ковра, а в ноябре должен быть выпущен большой том по ковровому искусству, для которого мы предоставили наши экспонаты в качестве иллюстраций.
- Насколько пересекается русское и азербайджанское искусство?
- Мы тесно взаимосвязаны. Например, великий художник как Таир Салахов - не только национальное достояние не только Азербайджана, но и достояние нашей отечественной, российской художественной культуры. Мой хороший знакомый, один из любимых азербайджанских художников Фархад Халилов получил образование в Москве. Он, правда, человек мира, но тем не менее. Настолько все тесно переплетено, что связи между нашими культурами тесны не только в высоком искусстве, но и в традиционном искусстве и культуре.
- Не возникало идеи посетить Азербайджан с полевыми экспедициями музея?
- Чтобы копать в Азербайджане, нужно быть специалистом по этой археологии и по азербайджанскому региону, но таких сотрудников в нашем музее пока нет. Если у нас появится человек, который занимается азербайджанской археологией, мы готовы участвовать в таких совместных проектах. Но сами азербайджанские учение, археологи копают очень эффективно.