Пашинян удержался у власти: Что ждет российско-армянские отношения?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Премьер-министр Никол Пашинян официально подал 16 октября в отставку, дав тем самым старт процессу подготовки республики к внеочередным парламентским выборам. Проведение выборов именно сейчас Пашиняну необходимо, чтобы заручиться поддержкой избирателей пока сохраняется его высокий рейтинг политической популярности. О том, что ввиду отсутствия реальных реформ и сохранения существующих экономических трудностей ситуация может измениться уже в скором будущем, говорят не только противники новой власти, но также в СМИ и в экспертном сообществе.

Сам Никол Пашинян, осознающий стоящие перед ним вызовы, решил сыграть на опережение и застраховать нестабильную народную поддержку, трансформировав его в депутатские мандаты.

Решению о проведении выборов в декабре этого года, а не в 2019 году, как планировалось ранее, предшествовали выборы в Совет старейшин Еревана, на которых пашиняновский блок "Мой шаг" продемонстрировал объективно впечатляющий результат, набрав более 80% голосов избирателей. Сразу же после разгромной победы в Ереване Пашинян начал жесткий прессинг парламентской оппозиции в лице РПА, не определившейся с приоритетами "Процветающей Армении" и даже собственных союзников по фракции "Выход. Все, кто недостаточно громко высказывал свою безоговорочную поддержку премьер-министру и его желанию провести выборы в декабре, записывались в список врагов революции.  В качестве метода давления на политических оппонентов "народный премьер" применил агрессивно настроенную подконтрольную толпу, собравшуюся перед стенами парламента по первому же зову лидера. После того, как сторонники премьер-министра при невмешательстве правоохранительных органов парализовали работу парламента, перекрыв входы и выходы к зданию, депутаты стали сговорчивее. Демонстрация силы в очередной раз сработала. К тому же ереванские политики не забыли, что толпа вполне может расправиться с неугодными депутатами физически, если они проголосуют не так, как надо - ведь "народный" премьер открыто говорил об этом на одном из митингов в поддержку мэра Еревана Айка Марутяна, в контексте своего прихода к власти в мае этого года. Более того, по указанию Пашиняна из тюрем были выпущены боевики "Сасна Црер", ненавидящие "республиканцев" и все, что связано с прошлой властью. Вчерашним захватчикам заложников и убийцам трех полицейских, нынешние армянские власти дали "зеленый свет", вплоть до того, что члены "Сасна Црер" создали собственную политическую партию. В свою очередь, члены группировки, поддерживая Пашиняна, продолжают озвучивать угрозы в адрес представителей прежних властей. Если они не будут вести себя "благоразумно" в отношении новых властей – то есть, не подчинятся им беспрекословно, им не поздоровится, обещают боевики. Вероятно, играть роль "дубинки" стало ценой индульгенции, выданной "Сасна Црер" лично Николом Пашиняном.

Впрочем, нельзя сказать, что премьер-министр действует одним лишь методом "кнута". Например, после достижения договоренностей с Гагиком Царукяном Пашинян назвал его "крупным собственником, а не олигархом". Несколько недель назад, когда Царукян еще не до конца "прогнулся" под новые власти, силовики по указке премьера укладывали его людей в прямом смысле лицом на асфальт на улицах Еревана. 

Бесспорно, внимательнее всего за развитием ситуации в Армении следят в Москве. Ведь речь идет не просто об исторически близкой стране, но также и о союзнике, состоящем в ОДКБ и ЕАЭС и традиционно находящемся в орбите влияния РФ. В Армении находится единственная база РФ на Южном Кавказе, российские солдаты охраняют границу Армении с Турцией и Ираном, российский бизнес имеет доминантное положение в армянской экономике.  

В этом смысле взвешенная позиция невмешательства во внутриармянские процессы, проявленная руководством России в дни революции в Армении, была абсолютно логичной. В период политических потрясений и на волне эйфории и популизма Пашиняна, долгосрочные региональные интересы подсказывали Москве вести себя сдержанно с неопытной армянской властью и лично Пашиняном, который, как казалось в тот момент, надолго у руля государства не задержится. Ведь, как показали примеры отношений с некоторыми другими постсоветскими странами, иногда сжечь мосты можно за считанные недели, тогда как на восстановление былых связей могут уйти многие годы.

Сегодня нельзя исключать, что "феномен Пашиняна" - не особо популярного в прошлом политика, по странному стечению обстоятельств оседлавшего волну народного протеста, затянется. Следует исходить из того, что в декабре его партия получит абсолютное большинство в парламенте, после чего власть в стране будет полностью сконцентрирована в руках Пашиняна и именно с этим человеком России надо будет вести диалог в обозримом будущем.

Очевидно, что новый армянский премьер –  далеко не опытный прагматик по типу глав многих постсоветских государств (Путина, Назарбаева, Лукашенко, Алиева), а довлеющий к популизму, довольно эмоциональный политик, по своему типажу и явно выраженной склонности к эпатажу более напоминающий Саакашвили (который, к слову, не скупится на похвалы в адрес Пашиняна и даже заявил, что "от его [Пашиняна] успеха зависит успех всех нас").

России работать с новым армянским премьером будет непросто, судя по количеству сюрпризов, которые он успел выкинуть за полгода нахождения у власти. Очень сложно определить положение Пашиняна в ценностной системе координат – складывается впечатление, что его политическая позиция по тому или иному вопросу формируется в зависимости от сиюминутной политической выгоды. Ниже мы постараемся проанализировать основные характеристики армянского премьера, которые ярко проявились в ходе его почти шестимесячного правления.  

Во-первых, Никол Пашинян – кто угодно, но не либеральный демократ западного образца, хоть он и очень хочет показать себя таковым западной аудитории, общается с народом в соцсетях, делает селфи с Макроном и дарит посетившим форум Франкофонии западным лидерам армянский триколор – в качестве носков. Помнится, спустя пару недель после прихода к власти, Пашинян, еще пребывая в состоянии эйфории и спутав ереванскую улицу с брюссельской, даже потребовал (!) у Евросоюза предоставить Армении больше финансовой помощи, так как теперь страна стала демократичной. Так ли это на самом деле?

На деле, придя к власти, первым делом Пашинян начал преследовать представителей прошлой политической элиты, включая экс-президента Роберта Кочаряна, брата и племянников Сержа Саргсяна, брата экс-премьера Овика Абрамяна, экс-министра обороны Микаэла Арутюняна, действующего генсека ОДКБ Юрия Хачатурова и многих других.  Обнародованные прослушанные записи телефонных бесед между главой СНБ Артуром Ванецяном и главой ССС Сасуном Хачатряном подтвердили также, что Пашинян руками своих силовиков не чурается оказывать прямое давление на судей, чтобы устранить политических противников. Случай с арестом Кочаряна, несмотря на наличие у него иммунитета, стал показательным. А случай с арестом генсека ОДКБ Хачатурова и его поспешным освобождением "под залог" после резкой реакции Кремля наглядно продемонстрировал реальную степень независимости судов "новой Армении" от исполнительной власти и Пашиняна.   

Или же возьмем обещание новой власти реформировать избирательное законодательство в диалоге со всеми политическими силами, обществом и Венецианской комиссией. Как только Пашинян дал команду организовать выборы в декабре, про обещание сразу же забыли, а общество, политические силы и Венецианскую комиссию отодвинули на последний ряд. Революция "любви и согласия"?   

Во-вторых, свое мнение, причем по весьма важным политическим вопросам, Пашинян готов менять с поразительной частотой. Так часто, как того требует политическая ситуация. Взять хотя бы его поворот на 180 градусов в вопросе членства Армении в ЕАЭС, против которого он выступал еще несколько лет назад, будучи оппозиционером. Став премьер-министром, Пашинян резко "прозрел" - политическая мудрость к нему пришла, видимо, вместе с премьерским креслом, которое теперь можно и потерять, если разозлить Кремль.  

В вопросе Нагорного Карабаха тоже происходят непонятные метаморфозы. В начале Пашинян выдвигает четкое предусловие для ведения переговоров – включение сепаратистского режима в Нагорном Карабахе в переговорный процесс в качестве равноценной стороны. Заявление, пусть и неконструктивное, но открытое и прямое – мол, новый премьер пришел к власти, и теперь его условия таковы. Однако после негативной реакции Минской группы ОБСЕ и резко участившихся случаев смертей армянских военнослужащих на фронте, это предусловие де-факто снимается с повестки. После этого на саммите СНГ в Душанбе Никол Пашинян договаривается с Ильхамом Алиевым о создании оперативной связи для предотвращения инцидентов на фронте. Это действительно стабилизировало обстановку – сообщения о гибели армянских солдат почти исчезли. Но когда на днях уходящий посол США Ричард Миллз заявил, что без "возвращения части оккупированных земель" политическое решение конфликта невозможно, Пашинян списал заявление на то, что уходящий посол позволил себе, дескать, крамольные высказывания, которые "не следует воспринимать всерьез". "Мы свою позицию высказали, и не думаю, что она претерпела какие-то изменения", - заявил Пашинян 17 октября в беседе с журналистами. Из чего следует, что Армения в принципе не планирует возвращать оккупированные территории, что опять же ставит процесс в полный тупик – о чем тогда, в принципе, договариваться Баку с Ереваном? Фактически, посреднические усилия России как главного переговорщика в формате МГ ОБСЕ сводятся на нет.

В-третьих, сохранение собственной власти Пашинян ставит выше государственных интересов. Подтверждением тому стал тот факт, насколько легко премьер-министр, несущий громадную ответственность перед собственным народом, который он поднял на ноги и которому обещал резкое повышение зарплат и пенсий, махнул рукой на процесс принятия бюджета, чтобы провести выгодные для себя внеочередные парламентские выборы.

Решение о проведении внеочередных выборов привело к тому, что, не решив столь чувствительный вопрос о дальнейшей судьбе армянского председательства в ОДКБ из-за дела генерала Юрия Хачатурова, Армения также фактически добровольно отказывается от проведения заседания ПА ОДКБ в Ереване – мероприятие будет перенесено в Москву.  Соответственно, ни о каких доверительных отношениях между Россией и Арменией в период премьерства Пашиняна говорить не придется – если он подобным образом "трясет" собственное государство, ставя под удар его экономические и внешнеполитические интересы, то завтра он при необходимости будет идти на конфронтацию с Москвой, если это ему это понадобится для сохранения собственного кресла. Подтверждением тому является арест генсека ОДКБ Юрия Хачатурова. Отдавая приказ "закрыть" Хачатурова, Пашинян был предупрежден своими советниками о негативной реакции Москвы, однако от провокационного шага это его не остановило.  

В-четвертых, Пашинян готов работать с кем угодно, если это в его интересах. Здесь речь идет, конечно же, о террористах "Сасна Црер". Тех самых террористах, которые требуют бороться с "российским империализмом" и вывести российские базы с территории Армении. Террористах, которые оставили сиротами детей полицейских, которых расстреляли за то, что они исполняли свой служебный долг. Пашинян не просто выпустил из тюрем якобы "политзаключенных", но сделал политическую ставку на эту военизированную группировку, в качестве своих "сторожевых псов", и выражает ей симпатию. Когда на днях умер один из ключевых членов "Сасна Црер", Араик Хандоян, премьер-министр публично выразил соболезнования в связи с его смертью. Сложно представить, какие чувства в этот момент пережили семьи захваченных и убитых Хандояном и его подельниками полицейских.  

Возможно, в самом скором времени в Армении утвердится власть довольно непредсказуемого для российских внешнеполитических интересов политика, отношения с которым будет необходимо выстраивать в режиме ручного управления. Вероятно, усилятся попытки Еревана теснее интегрироваться в западное сообщество, так как Пашинян связывает надежды на "экономический рывок" с крупными инвестициями, которых в ближайшее время не предвидится – стране необходимы финансовые вливания для реализации хотя бы минимальной части предвыборных обещаний. Формула "латания бюджетных дыр за счет выбивания денег из олигархов" недолговечна и ее эффект был явно преувеличен новым правительством, в лучших традициях популистов искавших простых решений непростого вопроса – как поднять блокадную экономику, не идя на компромиссы в вопросе Карабаха.

Традиционные заигрывания Еревана с Западом будут также направлены на получение дополнительных преференций со стороны России. Не до конца еще ясная, однако весьма жесткая линия в нагорно-карабахском конфликте, неизбежно усилит риски эскалации ситуации на фронте.