Демо-версия внешней политики Пашиняна: итоги и прогнозы

Читать на сайте Вестник Кавказа

Накануне завершилась пятимесячная карьера Никола Пашиняна в должности премьер-министра Армении. Бывший оппозиционер, вождь "революции любви" и официальный "противник" карабахского клана Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна подал в отставку ради досрочных парламентских выборов, вернувшись в статус лидера уличных протестов. По сути, эти 162 дня стали своеобразной демо-версией жизни страны при новой власти, грандиозной (с поправкой на масштабы республики) предвыборной кампанией революционной команды Пашиняна, с которой его люди выйдут к избирателям после роспуска Национального собрания.

А значит, самое время подвести некоторые итоги работы Республики Пашиняна, чтобы разобраться в том, как начнет вести себя Армения после того, как, по прогнозам политологов, партия "Гражданский договор" займет 70% мест в парламенте. Если все это время с 8 мая идеи и программы Пашиняна регулярно наталкивались на препятствия в виде лидирующих в Национальном собрании партий РПА и ППА, из-за чего премьеру постоянно приходилось искать компромиссы и, обозначая курс, действовать не в полную силу, то после выборов 9 декабря его руки окажутся развязанными. Куда же со словами "Я есть воля народная" на устах двинется Никол Пашинян во внешней политике?

У Армении есть три геополитических маршрута – это более тесная интеграция с Россией, уход на Запад и прорыв к внутрирегиональному сотрудничеству. На третьем маршруте Никол Пашинян с первых же дней обозначил принципиальную преемственность оккупационной политики карабахского клана, заявив о видении Нагорного Карабаха и других захваченных азербайджанских районов как территории Армении в будущем. Таким образом, революционный премьер-министр отверг какие-либо возможности мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и разблокирования турецкой и азербайджанской границы, обнулив перспективы возвращения республики на экономическую карту Кавказа.

Поддержание контактов с Россией было заявлено на словах, однако фокус внешнеполитической активности Пашиняна был сделан на завязывании связей нового Еревана с европейскими странами и США. Первым ярким событием здесь стало участие премьер-министра Армении в саммите НАТО в середине июля, в ходе которого Пашинян постарался познакомиться и провести переговоры или хотя бы сфотографироваться с как можно большим числом лидеров стран-участниц альянса. Также Пашинян сделал обещание продолжить сотрудничество с миротворческой миссией НАТО в Косово.

Вскоре после визита в Брюссель по решению премьера был арестован генеральный секретарь ОДКБ Юрий Хачатуров, что спровоцировало дипломатический скандал Еревана с Москвой. Хачатуров, будучи гражданином Армении, являлся неприкосновенной фигурой в связи с его международным статусом, однако это новые армянские спецслужбы не остановило. Вернуть генсека в штаб-квартиру ОДКБ удалось только после активного вмешательства России. Глава МИД РФ Сергей Лавров тогда обратил внимание, что "события последних дней идут вразрез с недавними заявлениями нового руководства Армении о том, что у него нет намерения организовывать преследование своих предшественников по политическим мотивам".

Пашинян нашел, как ответить Москве после того, как был вынужден вернуть Хачатурова в Россию – он ушел в отставку незадолго до саммита Парламентской ассамблеи ОДКБ в Ереване, сорвав тем самым его проведение: поскольку парламент не станет выбирать другого премьера, он будет распущен, а следовательно, некому будет принимать делегации парламентариев из России и других стран организации. Москва была вынуждена из-за этого демарша взять организацию саммита на себя.

В августе с особым радушием в Ереване была принята канцлер Германии Ангела Меркель, побывавшая в Армении в рамках кавказского турне проездом из Грузии в Азербайджан. В сентябре Пашинян, как было особо подчеркнуто в пресс-релизе его администрации, по личному приглашению президента Эммануэля Макрона съездил во Францию. Финалом политики привлечения внимания стал саммит Франкофонии на прошлой неделе. Вся эта активность была направлена на то, чтобы обратить в свою сторону максимум взглядов западных политиков и заручиться их поддержкой перед грядущими внеочередными парламентскими выборами. Для Пашиняна это важно по двум причинам: во-первых, он показывает своим сторонникам, что новый Ереван знают и принимают на Западе, а значит, продолжат финансировать Армению не меньше, чем во времена Саргсяна; во-вторых, это закладывает основу для усиления евроинтеграции республики и ухода от влияния России в соответствии с предвыборной программой его блока "Елк".

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Института актуальной экономики Никита Исаев, подлинной антироссийской активности Никола Пашиняна стоит ожидать после его легитимизации в качестве премьер-министра уже при новом, подконтрольном ему парламенте. "Особых изменений внешней политики Армении пока не произошло из-за ограниченности возможностей Пашиняна, но они произойдут по результатам выборов. Я полагаю, Пашинян будет ориентироваться на международную ситуацию, на то, будет ли расти или ослабевать влияние России. Во многом потеря украинской православной церкви и слабеющее влияние на Закавказье заставят Пашиняна переориентироваться на более влиятельные центры силы, в первую очередь, США и в целом на западный вектор. Запад будет это поддерживать, поскольку для него Армения является важным плацдармом для подскока к России и оказанию на нее давления. Пока Пашинян демонстрирует весьма миролюбивое отношение к РФ, но это изменится в ближайшей перспективе, после его реального премьерства", - ожидает он.

Политолог обратил внимание, что Пашинян на этом пути будет пользоваться "достижениями" своего предшественника Сержа Саргсяна. "Саргсян тоже имел западный вектор, он участвовал и в "Восточном партнерстве", откровенно антироссийской организации, где первую скрипку играет Польша, наш конкурент в Восточной Европе. Он же выстраивал отношения с Брюсселем, как с Евросоюзом, так и с НАТО, он же формировал базовый контекст устремления Армении в страны, имеющие высокую степень активности армянской диаспоры, имеются в виду Франция и США. Напомню, при Саргсяне ряд штатов Америки, имевших компетенцию признавать независимость Нагорного Карабаха, сделали это, включая Калифорнию, что, естественно носит откровенно проармянскую позицию в конфликте с Азербайджаном", - сказал Никита Исаев.