Китайским железнодорожникам грозит тюрьма в Грузии

Читать на сайте Вестник Кавказа

В субботу вечером суд грузинского города Хашури приговорил к двухмесячному тюремному заключению двух сотрудников компании "23-е бюро Китайской железной дороги" по обвинению в "воспрепятствовании журналистской деятельности". МВД сообщает лишь инициалы подозреваемых: гражданам Китая С.У. 1983 года рождения, и И.Ц. 1976 года рождения вменяется в вину избиение журналистов оппозиционной телекомпании "Рустави-2", пришедших на один из объектов по строительству ЖД инфраструктуры с целью "подготовки телесюжета о проблемах, возникающих при проведении работ".

Сотрудникам китайской компании такое внимание не понравилось. Они отняли видеокамеру о оператора Левана Каландия, а у корреспондента телеканала Эки Гагуа вырвали из рук микрофон. В ходе потасовки с журналисты получили увечья. Руководство "23 бюро Китайской железной дороги" поначалу ссылалось на то, что съемочная группа проникла на строительную площадку без разрешения, хотя никаких знаков о запрете съемок перед входом на неогороженную территорию не было. Затем ди⁠ректор компании Юбин Янг принес извинение журналистам и телеканалу за поведение сотрудников, признав, что применять силу и отнимать аппаратуру у журналистов неправильно.

Но было уже поздно. Инцидент получил резонанс в СМИ. Журналистское сообщество выразило солидарность с коллегами, которые готовили критический сюжет не о самой китайской компании, а о нанявшей ее "Грузинской железной дороге" (ГЖД), которую в недавнем прошлом возглавлял нынешний премьер Мамука Бахтадзе.

Оппозиция утверждает, что Бахтадзе провалил работу, обанкротил ГЖД, а на посту премьера погубит и всю страну. Эти обвинения стали частью бурной предвыборной кампании накануне по выборов главы государства 28 октября. 

Власти Грузии оказались перед сложнейшим выбором.

С одной стороны, Китай за последние годы стал одним из крупнейших инвесторов, заключено соглашение о свободной торговле, КНР импортирует грузинские вина и сельхозпродукцию, а китайские компании реализуют в Грузии несколько инфраструктурных проектов. Строительство ЖД участка Хашури-Зестафони и нескольких тоннелей - лишь один из них. Кроме того, с учетом специфики китайского государства портить с ним отношения весьма рискованно, поскольку если Пекин сочтет, что к нему проявлено неуважение, все проекты могут быть приостановлены, в том числе транспортировка грузов через грузинскую территорию с тихоокеанского побережья в Европу. Несколько пробных эшелонов уже прошли по этому маршруту, обещающему Грузии немалую выгоду.

С другой стороны, власти учитывают влияние самой популярной в стране телекомпании "Рустави-2" в предвыборной период, когда малейшее давление на СМИ может вылиться в политические обвинения и привести к массовым акциям протеста сотен тысяч сторонников оппозиции.

Поэтому в Грузии с интересом ждали, какую меру пресечения для арестованных граждан Китая потребует прокуратура, фактически подчиняющаяся исполнительной власти страны. Если бы прокуроры предложили суду избрать лишь залог для задержанных, это стало бы подтверждением, что власти склонились в пользу звучавших в эти дни предложений "не сердить могущественного партнера". Но соображения внутриполитического престижа возобладали: никто не имеет право избивать граждан Грузии, тем более журналистов на грузинской территории, тем более за исполнение служебных обязанностей.

Уголовное дело против граждан Китая возбуждено по части 2 статьи 154 УК Грузии "воспрепятствование журналистской деятельности", предусматривающей в качестве санкции до двух лет лишения свободы; а также части 1 статьи 126 "насилие" (до шести лет тюрьмы). 

Тем не менее экономист Георгий Хухашвили сказал в интервью "Вестнику Кавказа", что двухмесячное тюремное заключение - не повод исключать компромисс. "Дождемся приговора. Возможно, он будет мягок, и китайцев тихонько отправят домой. Просто власти не могли не продемонстрировать, что Грузия суверенная страна, где действуют цивилизованные законы" - подчеркнул собеседник "Вестника Кавказа". Эксперт выразил уверенность, что компромисс будет достигнут, а Китай вряд ли свернет деятельность в Грузии, поскольку "грузино-китайское сотрудничество, в том числе в сфере ЖД транзита, приносит большую пользу обеим сторонам".