Москва в Туркменистане упредила Вашингтон

Читать на сайте Вестник Кавказа

Визит делегации "Газпрома" во главе с председателем правления компании Алексеем Миллером в Ашхабад увенчался договоренностью с туркменской стороной возобновить сотрудничество в газовой отрасли. Речь о закупках "Газпромом" 3 млрд кубов газа в год. По мнению экспертов, Москва обошла Вашингтон на туркменском направлении, сообщает Зонд Новости.

Москва сыграла на опережение Вашингтона, считает туркменский эксперт Сердар Айтаков. Туркменистан оказался в крайне сложном положении - в стране продолжается финансовый и товарный кризис, особенно он ощущается на периферии, где стоят огромные очереди за социальными продуктами первой необходимости – хлебом, мукой, сахаром. Авансовые платежи, которые получены от Китая за предстоящие поставки газа в осенне-летний и зимне-весенний сезоны, были потрачены на высокозатратные мероприятия – Азиатские игры, авторалли, строительство инфраструктуры и ее обслуживание. Ашхабад рассчитывал на строительство газопровода TAPI (Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия). Однако инвесторы не готовы вкладываться в проект на территории неспокойного Афганистана. "Деньги будут обязательно, но позже, – непреклонны инвесторы. – Пока мы готовы оплачивать только необходимые технические работы, без учета маржи первого человека Туркменистана". Аналогичную черствость демонстрирует и Пекин – Ашхабад получил огромное количество кредитов, и давать деньги просто так, без удовлетворения ряда предварительных условий, включая увеличение доли китайского бизнеса в газовых месторождениях Туркменистана, представители КНР не спешат.

Туркменский президент сделал два предложения. Одно – Москве, второе – Вашингтону. "Если в первом случае "на аукцион" был выставлен вопрос об участии Ашхабада в проекте TANAP, через прокладку трубопровода по дну Каспия, то во втором он обсуждал с Вашингтоном вопрос приоритетности – активное участи в TAPI в ущерб "китайскому контракту" или же совсем наоборот. И то, и другое Ашхабад готов обсуждать в тесной привязке к финансовой составляющей столь сложного для себя выбора", – сказал доктор политических наук, заместитель генерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко.

По словам туркменского эксперта Сердара Айтакова, Вашингтон предложил Ашхабаду присоединиться к транзиту американских грузов по примеру Казахстана. Поскольку американцы не очень довольны стабильностью казахстанского маршрута – возможно, в данном вопросе сказываются внутриблоковые обязательства Астаны перед Москвой.

Напомним, что Ашхабад в начале лета посетил исполнительный директор Туркменско-американского делового совета Эрик Стюарт. На переговорах с Бердымухамедовым он заявил о готовности американского бизнеса в рамках двустороннего торгово-экономического сотрудничества использовать новый международный морской порт в Туркменбаши на Каспии. Это же предложение он повторил в Нью-Йорке во время встреч с американскими бизнесменами, куда приехал для участия в 78 сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

"Американцы считают Туркменистан в плане транзита более привлекательным. Дело в том, что в прикаспийском городе Туркменбаши заработал морской порт. Путь через Туркменистан в Афганистан вдвое короче, чем через Казахстан и Узбекистан. У Туркменистана две точки входа в Афганистан по железной дороге – через Серхедабад (Кушку) и на востоке страны – через пропускной пункт Имам-мазар. Немаловажно и то, что у Туркменистана в отличие от других государств Центральной Азии нет каких-то особых обязательств перед Россией. В Ашхабаде серьезно рассматривали предложение Вашингтона и выступили со встречными условиями – обеспечить охрану строительства и последующей работы TAPI (газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) на территории Афганистана", – сообщил "Вестнику Кавказа" Айтаков. Он также отметил, что американская сторона задумалась и над приобретением туркменского газа и его транспортировки в Европу. При реализации этого плана американцы убивали двух зайцев сразу – снижали бы зависимость Старого света от российского газа, а заодно начинали бы конкурировать с другими поставщиками.

"О планах Ашхабада стало известно в Кремле, и Россия сделала встречный шаг", – считает Сердар Айтаков. – Президент Владимир Путин пригласил Бердымухамедова в Сочи. Беседа глав двух государств прошла за закрытыми дверями. Без комментариев. Сегодня ясно, что обсуждался вопрос покупки туркменского газа. "Решением о покупке туркменского газа Москва ставит под вопрос целесообразность строительства Транскаспийского трубопровода и препятствует появлению на Каспии игроков из третьих стран и регионов. Помимо этого Москва может взять под контроль тот самый транзит американских грузов в Афганистан, что станет дополнительным козырем в диалоге с американцами, становясь возможным поводом торга".

Именно поэтому в Ашхабаде высадился столь представительный десант российских высокопоставленных энергетиков во главе с председателем правления ПАО "Газпром" Алексеем Миллером. Кстати, Миллер впервые посетил Ашхабад. А вот главу аппарата правительства РФ Константина Чуйченко знают в Туркменистане хорошо. В свое время он был в команде Дмитрия Медведева и курировал поставки туркменского газа в Украину.

Какие объемы будет закупать "Газпром", пока неизвестно. В кулуарах переговоров говорят всего о 3 млрд кубов в год. Миллер в интервью местной телекомпании "Ватан" сообщил, что для "Газпрома" "конъюнктура сейчас очень и очень хорошая", пообещав, что закупки туркменского газа начнутся уже с нового 2019 года.

Предложение "Газпрома" выгодно и Ашхабаду. Это быстрое получение денег пусть и небольших. Но есть перспектива увеличения – инфраструктура позволяет России транспортировать 80-90 млрд куб туркменского газа в год. "Это очень важно, поскольку Китай резко снизил режим благоприятствования Туркменистану. За экспорт газа Ашхабад, вместо обещанных 185 дол. получает от Пекина всего-то около 60 дол. за тыс. кубов газа. Туркменистану деньги нужны позарез – уже ощущается кризис, особенно на периферии. И российское предложение пришлось очень кстати", – сказал Айтаков.

Как ранее отмечал эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев, "России туркменский газ интересен только как инструмент – в обмен на внешнеэкономические и внешнеполитические уступки Туркменистана". В частности, это стремление России контролировать сферу безопасности на туркменском направлении, включая и каспийское.