Последний корабль для мигрантов
Читать на сайте Вестник КавказаВчера частное спасательное судно Aquarius прибыло в порт Марселя на юге Франции после того, как власти Панамы отозвали его регистрацию, сообщает Deutsche Welle в материале Europe's migrant rescue boats face uncertain future. Без флага Aquarius не может действовать законно, находясь в международных водах. Прежде чем лишиться флага, судно считалось последним частным кораблем, выполнявшим спасательные миссии на Средиземном море.
”Aquarius будет находиться в порту Марселя в течение некоторого времени, пока мы не решим все административные вопросы регистрации для того, чтобы судно смогло отправиться обратно в море”, - заявил Ник Романюк, координатор по спасению организации SOS Mediterranee.
SOS Mediterranee, которая управляет судном Aquarius, призвала членов ЕС признать ценность гражданских гуманитарных миссий и позволить зарегистрировать Aquarius, но ни одно государство еще не отозвалось.
Human Rights Watch и Amnesty International написали европейским лидерам открытое письмо, в котором говорится, что власти должны ”обеспечить, чтобы Aquarius и его команда профессиональных, способных и преданных делу спасателей могли продолжать спасать жизни людей на море”.
”Решение отозвать регистрацию Aquarius равносильно одобрению преднамеренной стратегии по пресечению законной гуманитарной помощи людям, рискующим утонуть в международных водах у берегов Европы”.
Aquarius не единственный спасательный корабль, находящийся в частной собственности и столкнувшийся с юридической неопределенностью. Другие судна, в том числе Sea Watch и Proactiva Open Arms, пришвартованы на Мальте с начала этого года.
Александр Проэлс, директор Института правовой политики (IRP) и специалист по морскому праву из Трирского университета, сказал, что для этих гуманитарных судов существует ряд препятствий: ”В зависимости от страны регистрации, судно получает соответствующий национальный флаг в качестве поддержки. Таким образом, только государство флага может обеспечить соблюдение прав судна. Некоторые спасательные корабли, например Sea Watch, зарегистрированный в Нидерландах (и эксплуатируемый немецкой НПО), могут предоставить точную документацию. Но пока мальтийские власти не уточнят все вопросы со страной, судно остается заблокированным на Мальте”.
Проэлс отметил, что ситуация может еще осложниться, если судно зарегистрировано как ”прогулочный корабль”. Эти судна, также называемые прогулочными катерами, предназначены для личного пользования, например, для семейных поездок или развлекательных мероприятий. ”Некоторые НПО допустили серьезную ошибку, зарегистрировав эти корабли как прогулочные катера”, - сказал Проэлс.
Но другого варианта не было. В августе Sea Watch предоставила письмо, которое правительство Нидерландов направило мальтийским властям, указав, что с регистрацией ”все в порядке”. ”Корабль зарегистрирован как некоммерческая моторная яхта (прогулочное судно), так как это наиболее подходящая регистрация для корабля по мнению Sea Watch и голландского правительства, - заявили представители Sea Watch. - Для судов, занимающихся поиском и спасением, нет отдельного класса общих положений. Тем не менее корабль имеет сертификат класса и право на голландский флаг”.
Вчера, готовясь пришвартоваться в порту Марселя, Aquarius получил сигналы бедствия от судов у побережья Ливии от мальтийских и итальянских властей. В SOS Mediterranee утверждают, что с 2014 года существует пробел, который необходимо было заполнять, и Aquarius выполнял именно эту функцию. Но сейчас деятельности судна препятствует политическое маневрирование в Европе. В результате гибнут люди.
Более 17 000 мигрантов погибли в ходе опасного путешествия в Европу по Средиземному морю с 2014 года. Мигранты, которым удалось пересечь море, спровоцировали так называемый миграционный кризис 2015 года. С тех пор несколько государств-членов ЕС подвергают критике незаконную миграцию, в том числе и Италия, которая препятствует работе поисково-спасательных судов, перевозящих мигрантов в порты страны.