Ингушетия и Чечня договорились по границе
Читать на сайте Вестник КавказаГлавы Чечни и Ингушетии Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров подписали соглашение о закреплении административной границы между регионами, которая не была четко установлена со времен распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 году.
Согласно документу, между республиками проведен равноценный обмен нежилыми территориями Надтеречного района Чечни и Малгобекского района Ингушетии, сообщает ТАСС.
Чеченской Республике будет передана часть Малгобекского района - горная и лесистая местность. В свою очередь, Чечня передает Ингушетии равносильную территорию на границе с Надтеречным районом.
При этом Евкуров заявил, что физической передачи территорий республик друг другу после подписания договора о границе не будет. "Нет передачи территорий ни с той, ни с другой стороны - мы эту разъяснительную работу будем проводить", - подчеркнул он. "Мы с Рамзаном Ахматовичем установили границу по устоявшейся с тех времен, с момента самостоятельности Республики Ингушетия", - уточнил глава республики. "Единственные коррективы мы внесли внизу, на равнинной части, там, где ровно квадрат на квадрат, метр на метр мы уступили друг другу с учетом того, чтобы выровнять границу и один клин выправить", - пояснил он.
Евкуров отметил, что эти земли - сельхозугодия. "Это уже чисто сельхозугодия ГУПовские, где мы вообще людей не затрагиваем", - подчеркнул он. "Остальное все у нас идет, и никаких уступок нет", - добавил глава Ингушетии. "Поэтому, конечно, мы эту разъяснительную работу с людьми проведем", - заключил Евкуров.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО (У) МИД РФ Николай Силаев, маловероятно, что решение по границе будет принято жителями Ингушетии как компромисс. "Там есть некоторое число лидеров общественного мнения, которые полагают, что не должно никаких уступок делаться, а еще нужно и пригородный район Северной Осетии захватить. Так что я не думаю, что это решение сделает власти в Ингушетии более популярными. В то же время понятно, что проблему надо было как-то решать. Политизация границ субъектов федерации – это довольно странно", - подчеркнул он.
Николай Силаев обратил внимание, что спорные горные территории – это вопрос, не имеющий однозначного ответа. "Для чеченского руководства это имиджевый проект. Понятно, что никакое постоянное население в сколько-нибудь заметном числе там восстановлено не будет и вся горная полоса останется местом глубоко депрессивным, как мы это видим почти везде в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии и в других регионах. Более или менее прилично из горных районов развивается Приэльбрусье, то есть регион старых горнолыжных курортов, где только Архыз – относительно новый курорт. По поводу всего остального никто не знает, что с этими горами делать. Сейчас только можно будет зафиксировать некий успех Чечни с имиджевой точки зрения, но не с каких-либо других", - пояснил эксперт.
"С другой стороны, территория в Надтеречном районе – это вещь для Ингушетии не бесполезная, потому что земли, пригодной для сельскохозяйственного производства, и просто равнинной земли там очень мало. Но мне кажется, что оценивать будут не это, потому что небольшое приращение не решит земельную проблему Ингушетии, оценивать будут именно с точки зрения символической политики – "наши горы, нашу прародину отдали кому-то другому". В любом случае, там не было хорошего решения, особенно если посмотреть на все это глазами федеральных властей. Разве кто-либо из федеральных чиновников ради того, чтобы сохранить горный участок за Ингушетией стал бы на пути лоббизма со стороны Рамзана Кадырова? Ради чего? То, что произошло сегодня, было ожидаемо, и это создает интересный прецедент легализации территории, которая была фактически занята", - заключил старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО (У) МИД РФ.
Вопрос об определении административной границы между республиками, возникший в начале 1990-х годов, не был урегулирован до сих пор. В июне 1992 года, после распада Чечено-Ингушской АССР, была создана Республика Ингушетия в составе РФ, в то время как тогдашнее руководство Чечни во главе с Джохаром Дудаевым взяло курс на отделение от России. Первую попытку провести границу в районах со смешанным чечено-ингушским населением предприняли в 1993 году. Тогда Дудаев и первый президент Ингушетии Руслан Аушев подписали договор, согласно которому большая часть Сунженского района, за исключением поселка Серноводск и станицы Ассиновская, оставались в составе Ингушетии.