Турция запустит программу жесткой экономии
Читать на сайте Вестник КавказаТурция планирует принять меры жесткой экономии, в том числе снизить государственные расходы на $10 млрд, чтобы смягчить быстрый темп инфляции в стране, заявил министр финансов Берат Албайрак. Как отмечает Middle East Eye в материале Turkey will usher in austerity programmes to mitigate rising inflation со ссылкой на Албайрака, в рамках новой экономической программы в течение ближайших нескольких лет Турция будет реформировать экономику на основе ”равномерного распределения, дисциплины и изменений”. Ожидается, что уровень безработицы в Турции вырастет до 11,3% в 2018 году и до 12,1% в 2019 году, а в 2020 году снизится до 11,9%.
Уровень инфляции в Турции в августе составил 18%, и ожидается, что он вырастет до 20,8%. По данным министра финансов, экономика вырастет на 3,8% в этом году и на 2,3% в 2019 году - прогнозы снижены с уровня в 5,5%. Он не сообщил о планах для банковской отрасли, на которые надеялись некоторые аналитики, в частности о создании механизма для реструктуризации недействующих кредитов от ”плохих банков”.
Рынки надеялись, что Албайрак объявит о новой среднесрочной экономической программе - однозначном уходе от роста, спровоцированного кредитами, который был характерен для Турции в течение последних полутора десятилетий под руководством президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
”На данный момент программа разочаровывает. Во-первых, прогнозы роста и дефицита текущего счета слишком амбициозны, - сказал старший стратег по развивающимся рынкам из Credit Agricole Гийом Треска. - У нас нет никакой новой информации в отношении плохих банков, в отношении обработки неработающих кредитов, в отношении валютного финансирования банковской системы или валютного финансирования корпораций. Детали и новости отсутствуют”.
В этом году стоимость лиры упала на 40% из-за влияния Эрдогана на денежно-кредитную политику и напряженных отношений с Соединенными Штатами. Распродажа валюты потрясла мировые финансовые рынки и укрепила перспективы внутреннего банковского кризиса.
После выступления министра финансов председатель турецкого банковского наблюдателя BDDK сказал, что передача проблемных кредитов другому учреждению не будет производиться.
Валюта не смогла удержатся на уровне, достигнутом после повышения ключевой ставки Центрального банка на рекордных 6,25 процентных пункта на прошлой неделе, что подчеркивает трудности, с которыми сталкиваются политики, пытаясь укрепить лиру и восстановить уверенность.
Источники сообщили агентству Reuters, что высшие государственные чиновники обсудили возможность пересмотра масштабов роста, подчеркивая тонкий баланс между давним стремлением Эрдогана к экономической экспансии и призывами инвесторов к большей экономии.
”С сегодняшнего дня начнется постепенный рост. Наша главная цель - добиться роста в 5% с 2021 года, - говорит Албайрак. - Мы осознаем сильные и слабые стороны экономики”.
Для финансовых рынков наибольшей опасностью остается инфляция (прогноз Албайрака на этот год составляет 20,8%, на следующий - 15,9%) и банковский сектор.
Банки Турции сталкиваются с потенциальным потоком безнадежной задолженности, поскольку падение лиры побудило компании обслуживать собственные валютные кредиты. В течение многих лет турецкие компании заимствовали доллары и евро, благодаря более низкими процентными ставками. По оценкам JPMorgan, внешний долг частного сектора Турции составляет около $146 млрд.
Рейтинговые агентства озвучили предупреждения в отношении перспектив для банков. По оценкам Fitch, кредитование банков в иностранной валюте составило около 43% от всех кредитов. Тем не менее правительство неоднократно заявляло, что не ожидает проблем в банковском секторе.
”Отсутствие признаков переноса бремени при реструктуризации долга реального сектора в речи министра Албайрака, похоже, привело к резкому ухудшению настроений”, - заявил Гёкче Челик из QNB Finansbank.
Между тем, по словам Албайрака, у государственных банков в этом финансовом году проблем не было. Он заявил, что
Турция будет уделять первоочередное внимание инвестициям в фармацевтику, энергетику и нефтехимию, чтобы уменьшить дефицит текущего счета, который, по оценкам, снизится до 2,6% от ВВП к 2021 году с 4,7% в 2018 году.