Дирк Визе: "Политика ЕС на Южном Кавказе не направлена против России"
Читать на сайте Вестник КавказаКоординатор правительства ФРГ по вопросам отношений с Россией, Центральной Азией и странам “Восточного партнерства”, социал-демократ Дирк Визе начал работать по российскому направлению в апреле этого года. К сентябрю он успел вникнуть в проблемы и рассказал о них Caucasus Watch (см. EU-Policy in South Caucasus: Not against Russia).
- Президент США Трамп пообещал Грузии членство в НАТО на последнем саммите альянса в Брюсселе. Однако, как и заявления предшественников Трампа, эти обещания остаются крайне расплывчатыми и не имеют установленных сроков. Каково ваше мнение по этому вопросу?
- НАТО и Германия поддерживают тесные связи с Грузией и продолжают их углублять. На последнем саммите в июле альянс вновь выразил приверженность решению, принятому на Бухарестском саммите. Сейчас основное внимание уделяется реализации Существенного пакета мер НАТО-Грузия (Substantial NATO-Georgia Package - SNGP), который позволяет Грузии приблизиться к стандартам и структурам НАТО, без официального членства в альянсе.
- Считаете ли вы, что более тесное сотрудничество между Грузией и НАТО также будет способствовать интеграции Тбилиси с ЕС?
- Усилия Грузии по сближению с ЕС и НАТО - два отдельных процесса. Интеграция в ЕС и присоединение к НАТО - это заявленные Грузией стратегические цели. Правительство страны предпринимает определенные шаги, чтобы сблизиться с обоими институтами. Я говорил об этом с новым министром иностранных дел Давидом Залкалиани во время его визита в Берлин в июле. Вступление в силу Соглашения об ассоциации с ЕС два года назад стало важной вехой на пути Грузии к сближению с ЕС. То же самое можно сказать об отмене виз для поездок по Шенгенской зоне.
- Считаете ли вы, что бархатная революция в Армении обеспечит новые возможности для сближения с ЕС?
- Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Арменией и ЕС действует с 1999 года, а с 2009 года Армения стала членом "Восточного партнерства" ЕС. 24 ноября 2017 года в Брюсселе в рамках саммита "Восточного партнерства" было подписано Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве, которое будет углублять сотрудничество между ЕС и Арменией в таких областях, как верховенство закона и борьба с коррупцией. Эти сферы были определены новым правительством Армении в качестве приоритетных для проведения реформ. Надеюсь, как только соглашение будет ратифицировано, оно обеспечит дальнейший импульс для сотрудничества между Арменией и ЕС. В том документе основное внимание уделяется более тесному сотрудничеству между Арменией и ЕС по широкому спектру политических вопросов, начиная от внешней политики и политики безопасности, до вопросов правосудия, внутренних дел и торговли. Во всех этих областях соглашение будет способствовать дальнейшему укреплению отношений.
- Считаете ли вы, что членство Армении в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) может стать препятствием для более глубоких экономических связей с ЕС, особенно с учетом возможности подписания будущего Соглашения об ассоциации?
- Соглашение об ассоциации и свободной торговле с Арменией сейчас не стоит на повестку дня. Армения также не считает его приоритетным ввиду своего членства в Евразийском экономическом союзе. Однако это не исключает тесных экономических отношений между Арменией и ЕС: торговля между двумя сторонами динамично развивалась в последние годы, на ЕС приходится около четверти внешней торговли страны.
- Азербайджан смог после достижения независимости установить конструктивные отношения со всеми державами за пределами региона. Если Баку решит присоединиться к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), каковы могут быть последствия такого решения для отношений между ЕС и Баку?
- Азербайджан продолжает проводить внешнюю политику, которая направлена на установление хороших отношений со всеми основными партнерами и не стремится к вступлению в военные союзы. Но пример Армении показывает, что ЕС может предложить определенный вид сотрудничества стране, которая является членом ОДКБ и Евразийского экономического союза.
- Считаете ли вы, что растущий раскол между Западом и Турцией также окажет негативное влияние на европейско-азербайджанские отношения?
- Я не хочу рассуждать о будущем отношений Турции с Западом. Однако, по моему мнению, Азербайджан заинтересован в сотрудничестве между Турцией и ЕС. Баку и будет использовать возможности такого сотрудничества как можно эффективнее. С 1999 года в Азербайджане действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, с 2009 года страна входит в "Восточное партнерство". Исходя из этого, отношения между ЕС и Азербайджаном будут продолжать развиваться до тех пор, пока не будет принято предложенное новое рамочное соглашение.
- В конце августа канцлер Ангела Меркель посетила все три государства Южного Кавказа. Что вы можете сказать по поводу важности поездки?
- Визит федерального канцлера во все три страны Южного Кавказа демонстрирует заинтересованность Германии в регионе. Три государства, которые посетила канцлер в конце августа, развивались совершенно по-разному в течение двух с половиной десятилетий с момента обретения независимости, в том числе и в отношении сотрудничества с Европой. Однако все они стали участниками программы ЕС "Восточное партнерство", целью которого заявлено формирование и расширение связей с каждой страной. То же самое касается двусторонних отношений между Грузией, Арменией и Азербайджаном. Мы заинтересованы в стабильном политическом и экономическом развитии этого региона с его сложными территориальными конфликтами. Мы заинтересованы в развитии демократии и верховенства закона в этих странах. Для нас важно наладить диалог с гражданским обществом. Тот факт, что бизнес-делегация сопровождала федерального канцлера, демонстрирует, что немецкие компании также заинтересованы в более глубоком экономическом обмене с регионом.
- Москва расценивает усилия, прилагаемые ЕС для сближения с Южным Кавказом, как угрозу своему влиянию в регионе?
- Европейская политика соседства, а вместе с ней и "Восточное партнерство", не направлены против кого-либо. Такой подход призван содействовать процессу стабилизации и экономического развития в соответствующих странах. Россия также должна быть заинтересована в этом.
- Что вы считаете наибольшим успехом "Восточного партнерства", а что самой большой неудачей?
- Благодаря "Восточному партнерству" отношения ЕС с шестью восточными соседями - Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдавией и Украиной - также как и отношения между самими этими странами значительно усилились с 2009 года. Особенно важны Соглашения об ассоциации и свободной торговле с Грузией, Молдавией и Украиной. Мы работаем над осуществлением соглашений, которые приведут эти страны в ЕС через комплексные политические, экономические и социальные реформы. Успехом считаю тот факт, что Армении удалось заключить расширенное партнерское соглашение, которое укрепляет и углубляет отношения с ЕС, уважая членство Армении в Евразийском экономическом союзе. Это подтверждение того, что ЕС отвечает на пожелания и устремления каждого партнера.
Но не во всех сферах мы достигли того, на что надеялись. Несмотря на политическую приверженность подходу ЕС, осуществление реформ не всегда проходит гладко. Процесс идет медленно, иногда нас подстерегают неудачи.
Важно еще и то, что частые интересы не препятствуют проведению реформ. И это означает, что ЕС должен и впредь решительно поддерживать страны-партнеры в их программах реформ: политически, финансово, но также путем предоставления консультаций и технической помощи.
- В каких областях вы видите наибольший потенциал "Восточного партнерства"?
- "Восточное партнерство" сосредоточится на конкретных и реалистичных шагах в ближайшие годы. На последнем саммите "Восточного партнерства" в ноябре 2017 года было согласовано 20 конкретных целей на 2020 год. Мы продолжим работу по реализации этих целей, например, в сфере цифрового сотрудничества, улучшения связи и увеличения обменов молодежью. Для меня особенно важно, что мы расширяем сотрудничество с гражданским обществом в странах "Восточного партнерства". В этом году Федеральное правительство снова увеличило финансирование проекта на 3 миллиона евро. Все это оказывает положительное влияние на повседневную жизнь людей и, следовательно, укрепляет поддержку необходимых реформ.