Антииранские санкции вредят Ираку
Читать на сайте Вестник КавказаВ ответ на новые санкции, введенные Соединенными Штатами Америки в отношении Ирана 7 августа, Тегеран стремится увеличить свою долю в ненефтяном секторе, энергетике и машиностроении соседнего Ирака. Как отмечает телекомпания "Аль-Джазира" в материале How US sanctions on Iran will harm Iraq's economy, этот шаг со стороны Тегерана был вполне ожидаем, поскольку иракский импорт ненефтяного сырья из Ирана уже составляет более $6 млрд, а ИРИ оказывает значительное влияние на федеральное правительство в Багдаде.
Иранские трейдеры давно пользуются относительно легким доступом к иракским рынкам. Действия других региональных держав, таких как Саудовская Аравия и Турция, также подталкивают Иран к увеличению доли в торговле с Ираком. Хотя существенный рост торговли с Ираком может помочь оживить экономику Ирана, это, вероятно, усугубит экономическое развитие Ирака.
Наводнение иракских рынков дешевой продукцией
Иран на протяжении более десяти лет наводняет иракские рынки дешевой продукцией, и ожидается, что новые санкции США, введенные администрацией Трампа, еще больше усугубит эту проблему. Если в ближайшие дни в Ираке будет сформировано проиранское коалиционное правительство, это сделает Ирак самым важным рынком для иранского экспорта. В прошлом месяце посол Ирана в Ираке Ирадж Масджеди встретился с официальными представителям торгового ведомства Ирака, чтобы обсудить перспективы более тесного экономического сотрудничества и инвестиций иранского частного сектора в страну. Кроме того, торговля с Региональным правительством Курдистана (КРГ) снова активизируется после того, как Иран снял временное эмбарго, введенное после проведения референдума о независимости Иракского Курдистана в прошлом году.
После отмены ограничивающих мер в январе 2018 года были снов открыты погранпереходы между двумя сторонами. Также была достигнута договоренность о снижении пошлин на определенные товары. Сегодня треть иранского нефтяного экспорта в Ирак предназначена для КРГ. Первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Эрбиля Ибрагим Мухаммад Канаби ожидает, что некоторые иранские производители переместятся в КРГ, чтобы преодолеть сложности, вызванные санкциями США. В результате дешевые иранские продукты подавят рынок КРГ, несмотря на то, что они относительно низкого качества по сравнению с турецкими аналогами.
Водный кризис
Водный кризис в Ираке предоставляет Ирану возможность еще больше увеличить долю своей торговли в стране. Как изменение климата, так и создание каскада ГЭС Турцией на реках Евфрат и Тигр, которые снабжают Ирак большей частью необходимых водных ресурсов, привели к тому, что страна становится все более зависимой от импорта сельскохозяйственных и продовольственных товаров из Ирана и Турции. Иранский экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Ирак составляет более $2 млрд в год. Из-за возрастающей серьезности водного кризиса и низкой конкурентной способности местных производителей, эта зависимость возрастет, что позволит Тегерану и Анкаре увеличить свои доли на рынке. Причем это несмотря на то, что Иран страдает от собственного водного кризиса.
Между тем, для поддержания и наращивания экспорта в Ирак страна использует более сложные торговые стратегии, такие как реэкспорт сырьевых продуктов, например, пшеницы в форме муки с добавленной стоимостью. Турецкие чиновники рассматривают это как попытку Ирана превзойти турецкие торговые стратегии в Ираке. Тем не менее неясно, в какой степени страдающий из-за нехватки воды Иран сможет продолжать экспортировать сельскохозяйственную продукцию и продукты питания в Ирак по нынешним ставкам.
Роль Турции и Саудовской Аравии
Укрепление торговых связей Турции с Ираком также стимулирует Иран больше инвестировать в торговлю со страной. Торговля Турции с Ираком уже давно зависит от сотрудничества с КРГ, поскольку большинство товаров передается между двумя странами через пограничный переход ”Ибрагим Халил” на границе с курдским регионом. Однако после того, как Эрбиль провел референдум о независимости, Анкара почувствовала необходимость избавиться от зависимости от КРГ. В августе 2018 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади подтвердили готовность создать прямой пограничный пункт между Турцией и Ираком вдоль линии Овакой-Файш-Хабур, минуя КРГ. Этот пограничный переход не только позволит Турции обойти КРГ в торговых отношениях с федеральным правительством Ирака, но также позволит увеличить свою долю на рынке в Ираке. Находясь под санкциями, Иран делает все возможное, чтобы предотвратить потерю торговых доходов в Ираке. ИРИ занимается строительством пограничных рынков с Ираком, чтобы увеличить торговую деятельность, связанную с религиозным туризмом.
Саудовская Аравия - еще одна движущая сила экономического роста Ирана в Ираке. Эр-Рияд проводит новую политику взаимодействия, и торговое сотрудничество считается приоритетом. Королевство хочет увеличить свою долю на рынке Ирака, но у него нет геоэкономического опыта, который Тегеран получил за последнее десятилетие в Ираке. Тем не менее Саудовская Аравия нацелилась на экономические области, где у Ирака и Ирана есть разногласия, в том числе в области энергетики. Саудовская Аравия предлагает поставлять Ираку втрое больше электроэнергии, получаемой из Ирана, по значительно более низкой цене (при условии исключения вклада экспорта иранского природного газа в электроэнергетику Ирака). С помощью этой "мягкой силы" Эр-Рияд пытается подорвать экономическое влияние Ирана в Багдаде. Чтобы противостоять "мягким стратегиям" Саудовской Аравии в области энергетики и помочь нейтрализовать влияние санкций США, у Ирана нет выбора, кроме как увеличить свой товарооборот с Ираком. Для достижения этой цели он, скорее всего, привлечет лояльные иракские полувоенные сети к предпринимательству и усилиям по восстановлению, превратив их в лоббирующие силы против торговых и инвестиционных схем Эр-Рияда.
Поступая таким образом, Тегеран будет стремиться освободить себя от некоторых финансовых обязательств перед ними и превратить их в экономически самодостаточных ставленников. Последняя волна протестов в Ираке, начавшаяся в июле 2018 года, частично отражает то, как стратегия Ирана по экспорту дешевых продуктов вредит экономическому развитию Ирака. Последний раунд санкций, введенных в отношении Ирана и амбиции других региональных субъектов лишь усилят негативное воздействие на развитие иракской экономики в ближайшие несколько лет.