Россия-Азербайджан: экономика и бизнес

Читать на сайте Вестник Кавказа

В последнее время российско-азербайджанские экономические отношения выходят на совершенно новый уровень. После сентябрьской встречи Владимира Путина и Ильхама Алиева в Сочи стало очевидно, что двусторонние контакты отныне будут базироваться на элементах цифровой экономики. Однако и без "цифры" в прошлом году российско-азербайджанский товарооборот увеличился почти на 35%, достигнув 2,5 миллиарда долларов.

В 2000-х крупнейшими промышленными предприятиями России, имеющими интерес на азербайджанском рынке, считались АвтоВАЗ, "Россельмаш", "Метровагонмаш" (обновление подвижного состава Бакинского метрополитена), судостроительный завод "Красное Сормово" (выполняет заказы на строительство танкеров для Каспийского морского пароходства). Российско-азербайджанским СП "АзРосПромИнвест" в 2007 году в Азербайджане был построен и введен в эксплуатацию завод по переработке бентонита. Обе стороны имеют равное долевое участие в СП, уставный фонд которого составляет 12 млн долларов. Объем производства – 245 тыс. тонн бентонитовой продукции в год. Только в 2009 году в развитие совместного предприятия вложено более 3 млн долларов.

В мае 2008 года петербургская компания "Балтика" приобрела азербайджанский пивоваренный завод "Баку-Кастель". Чрез год была завершена модернизация производства в объеме 20 млн долларов и начат выпуск продукции на пивоваренном заводе в городе Хырдалан. Компания сохранила производство традиционной линейки продуктов предприятия и расширила ее новыми брэндами.

Благодаря налаженному взаимодействию ассоциации "Росагромаш" с местным ОАО "Агролизинг" заметно увеличился экспорт в Азербайджан сельхозтехники, в том числе – зерноуборочных комбайнов "Нива". Для расширения рынка сбыта своей продукции и увеличения объема продаж на территории Азербайджана ОАО "Агромашхолдинг" было создано совместное предприятие ООО "Агромашхолдинг-Баку.

В Азербайджане действует совместное предприятие "ХазарLada" с участием капитала ОАО "АВТОВАЗ" по сбыту, сервису и техническому обслуживанию автомобилей LADA. Она включает в себя более 40 станций технического обслуживания, расположенных в разных городах страны.

С азербайджанскими предприятиями успешно сотрудничает ОАО "УАЗ", входящее в группу компаний ОАО "СОЛЛЕРС" (поставки автомобильной и специальной техники, технической обслуживание, продажа запчастей). Основными потребителями автомобилей УАЗ в Азербайджане являются компании нефте- и газоперерабатывающей отрасли (ГНКАР, ЗАО "Азеригаз", ОАО "Азерсу"), Минтранс, Минздрав, строительные компании.

Азербайджанские инвесторы также вкладывают средства в производственные объекты на территории России. В сентябре 2010 года в Краснодарском крае (г. Белореченск) введена в эксплуатацию чаеразвесочная фабрика стоимостью 17 млн долларов и начато строительство консервного завода с аналогичным объемом капвложений, финансирование которых осуществляет азербайджанская компания Azersun Holding.

Развивается сотрудничество в финансово-банковском секторе. Успешно функционирует "дочка" Международного банка Азербайджана в России – МБА-Москва. Сеть филиалов и офисов МБА-Москва в России насчитывает 9 подразделений: пять в Москве, три – в Санкт-Петербурге и один в Екатеринбурге.

Активно работает на азербайджанском рынке финансовых услуг "дочка" ВТБ - VTB-Азербайджан (Официальное открытие Банка ВТБ (Азербайджан) состоялось 23 ноября 2009 года).

Дочернее предприятие в Азербайджане имеет также один из крупнейших банков России "Уралсиб" - банк "Никойл", входящий в топ-десятку ведущих финансовых структур по размеру активов.

В прошлом году прямые капиталовложения России в Азербайджан составили 1,5 млрд долларов. На азербайджанском рынке действует около 700 совместных компаний, треть из них со стопроцентным российским капиталом. Как заявил на саммите в Сочи Владимир Путин, расширяются контакты между предпринимательскими сообществами, в том числе по линии малого и среднего бизнеса. Российско-азербайджанский деловой совет только в прошлом году оказал поддержку 42 совместным проектам на общую сумму более 450 миллионов долларов. В Азербайджане успешно работают российские энергетические компании – "Газпром", и "Транснефть", и "ЛУКОЙЛ". Энергосистема России и Азербайджана функционирует в интегрированном режиме. Углубляется кооперация в промышленной сфере. Например, КамАЗ наладил выпуск лицензионных грузовиков и их сервисное обслуживание на Гянджинском автомобильном заводе. Российская компания "Р‑Фарм" вложила 74 миллиона долларов в строительство в Азербайджане предприятия по производству лекарственных препаратов, которое откроется в 2019 году. Газпромбанк участвует в развитии Сумгаитского химико-промышленного парка, инвестиции составляют порядка 750 миллионов долларов.

Одним из наиболее перспективных проектов в Москве и в Баку считают создание международного транспортного коридора "Север–Юг", который соединит западноевропейские рынки с азиатскими производителями. Это позволит значительно ускорить грузоперевозки из Южной Азии и Ближнего Востока через Иран в Европу. Общая протяженность этой артерии составит более 7 тысяч километров. Она будет включать в себя железнодорожное, паромное и автомобильное сообщение. Существенная часть коридора "Север–Юг" пойдет по территориям России и Азербайджана. Работа по отдельным участкам маршрута уже ведется. В будущем году планируется завершить строительство моста через пограничную реку Самур.

На территории Азербайджана уже реализованы важные инфраструктурные проекты в "Север-Юг". Как заявил Ильхам Алиев, в этом году по сравнению с прошлым годом по транспортному коридору транспортировано грузов в сто раз больше, чем в прошлом: "И это только начало, поскольку этот масштабный глобальный проект будет охватывать страны и континенты, и тем самым транзитные возможности наших стран увеличатся, будут созданы тысячи новых рабочих мест".

Что касается межрегионального сотрудничества, то сегодня более 70 субъектов РФ поддерживают экономические связи с Азербайджаном, при этом 17 из них заключили рамочные соглашения о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве.

В Москве и в Баку уверены, что согласованные на саммите в Сочи "дорожные карты" по разным направлениям экономического сотрудничества позволят увеличить товарооборот. Россия для Азербайджана является партнером номер один по импорту и находится на первом месте для азербайджанского экспорта ненефтяной сферы.

Пока же очевидно, что формат торгово-экономического взаимодействия не в полной мере соответствует потенциальным возможностям двух стран. Существуют резервы, связанные со снятием бюрократических препятствий, более эффективной государственной поддержкой инициатив малого и среднего бизнеса. Системное использование этого потенциала приведет к интенсификации торгово-экономического сотрудничества между Россией и Азербайджаном.