Ни Россия, ни Иран не смогут поддерживать Асада вечно
Читать на сайте Вестник КавказаВчера в Вашингтоне пообещали, что начнут выводить свои войска из Сирии только после разгрома боевиков террористической организации ИГИЛ (запрещена в РФ). Среди задач Пентагона его глава Джеймс Мэттис назвал разгром ИГИЛ, активизацию женевского процесса, а также "тренинг местных сил". "Если местные силы смогут поддержать безопасность, то мы можем снижать число наших вооруженных сил", — пояснил Мэттис.
Завкафедрой теории регионоведения МГЛУ Вадим Макаренко заявил "Вестнику Кавказа", что военная фаза сирийского конфликта подходит к концу: "Решающую роль в этом сыграла Россия, которая поддержала правительство Башара Асада и сумела добиться перелома в военных действиях. Сегодня силы, которые противостояли Башару Асаду, разгромлены. Но проблема состоит в том, абсолютной победы в гражданской войне добиться нельзя. Поэтому впереди очень сложный процесс мирного урегулирования".
Вадим Макаренко вспомнил работу Ленина ”О праве наций на самоопределение”: "Тогда велся спор - должны быть автономии или союзные республики. Решение Ленина о предпочтительности союзных республик помогло выйти из гражданской войны, но через 70 лет оно привело к тому, что СССР распался. Такая сложная ситуация сейчас в и Сирии. Стороны должны договориться, потому что за каждой группировкой стоят миллионы людей.
Россия осуществляет мирный процесс, обеспечивает вывод боевиков, демонстрируя колоссальную гибкость, способность находить точки соприкосновения между противостоящими друг другу лагерями. С этой точки зрения Астанинский процесс, встречи в Сочи, Женева - все это крайне важно. Без этого не будет мирного урегулирования".
Вадим Макаренко утверждает, что для долговременного решения сирийской проблемы необходимо обеспечить более сложную архитектуру, а есть не однополюсную Сирию, в которой будет доминировать правительство Башара Асада, поддержанное иранскими войсками, российскими силами. "Федеральная децентрализованная демократическая Сирия может родиться только как вынужденное решение, когда ни одна из сторон не может быть достаточно сильной, чтобы навязать свою власть другим. С этой точки зрения, объективно глядя на эту ситуацию, мы заинтересованы в участии США в решении этой проблемы, мы заинтересованы в участии Ирана, Турции, арабских стран, всех других стран", - убежден эксперт.
По его мнению, сегодняшняя ситуация в Сирии стала следствием стабильного развития при Башаре Асаде: "Колоссально выросло население, люди жили очень хорошо. Но мы сталкивались с этим в средневековом Китае. Все идет хорошо-хорошо, потом раз - засуха, неурожай, беженцы и так далее, и все пошло под откос. Мы возвращаемся к этому кругу. Но Башар Асад представляет в Сирии меньшинство. Он всегда должен будет опираться на штыки, на какую-то внешнюю силу. Но ни Иран, ни Россия, ни другие страны не могут поддерживать Башара Асада вечно. Мы союзники в Сирии с Ираном и с Турцией по случаю. Иран и Турция крайне ограничивают нас в каких-то других решениях. Это плохо. С другой стороны, это хорошо, поскольку возникает более сложная структура, когда страны уравновешивают друг друга и дают перспективу для решения проблемы".
Между тем, как полагает президент Российского общества солидарности и сотрудничества с курдским народом Юрий Набиев, у курдов очень слабая позиция в отношении дальнейших переговоров с сирийскими властями. "До недавнего времени у всех вовлеченных в эту сирийскую ситуацию стран, как международных, так и региональных, была одна цель - борьба с ИГИЛ. Сейчас, поскольку эта борьба приближается к концу, начали более отчетливо выявляться противоречия вовлеченных в сирийскую ситуацию стран. Мы становимся свидетелями нового политического процесса – решения вопроса о будущем Сирии и всех населяющих, ее народов".