Саудовская Аравия готова к войне с Ираном

Читать на сайте Вестник Кавказа

Саудовская Аравия может провести военную операцию против Ирана, если он попытается заблокировать вход в Персидский залив, - заявил в интервью агентству Reuters советник министра энергетики Саудовской Аравии Ибрахим аль-Муханна.

Способность Ирана полностью или частично перекрыть Ормузский пролив и тем самым закрыть доступ в Персидский залив маловероятна, но если это произойдет, то Совет Безопасности ООН, "вполне вероятно, даст согласие на военную операцию против Ирана", - предположил он, передает РБК.

Также аль-Муханна посетовал на недостаточность нынешних санкций против Ирана, поскольку они не полностью запрещают экспорт из этой страны.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин в сложившейся ситуации вызывают сомнения и перекрытие Ираном Ормузского пролива, и способность Эр-Рияда эффективно воевать с Тегераном, и разрешение СБ ООН на военную операцию против ИРИ.

"Прежде всего, напомню, что вопрос о перекрытии Ормузского пролива Ираном поднимался в 2011-2012 годах, когда вокруг иранской ядерной программы было очень серьезное напряжение, но даже тогда Тегеран не решился на это. Думаю, сейчас тоже этого не произойдет, поскольку в Тегеране прекрасно понимают, что это война. Через Ормузский пролив проходит порядка 40% танкерной нефти, в стабильности его работы заинтересованы многие государства, включая и Саудовскую Аравию. Ожидать, что Иран пойдет на такие экстравагантные меры, не стоит. Заявления, которые мы иногда слышим из Тегерана, – это в основном пропаганда, за которой не стоит практических планов. Конечно, перекрыть пролив технически нетрудно – достаточно затопить несколько крупных судов, барж, и на этом все закончится, но это будет означать начало серьезной войны", - пояснил он.

"В этой войне Саудовская Аравия не сможет победить Иран в одиночку. Несмотря на хорошую вооруженность Эр-Рияда американским оружием и боевой техникой, армии двух стран не сопоставимы, ВС ИРИ намного мощнее, тем более если мы говорим о флотах в Персидском заливе. У Ирана уже есть опыт так называемой танкерной войны, которая шла во время ирано-иракской войны в Персидском заливе в 1980-1988 годах. Но понятно, что саудиты не будут воевать против Ирана одни, они прямо сказали, что пойдут на войну только в компании союзников. И это вполне логично, поскольку первая страна, которой не понравится перекрытие Ормузского пролива, – это США, имеющие мощные соединения вооруженных сил в Персидском заливе. И морская, и военно-воздушная группировки у американцев там очень сильные", - напомнил Владимир Сажин.

"Но разрешения Совбеза ООН на эту войну не будет. В СБ есть Россия и Китай, и при любых обстоятельствах они не дадут добро на проведение военных действий против Ирана. Китай чрезвычайно зависит от иранской нефти, до четверти нефтяного экспорта Ирана идет в Китай, и потому Пекин заинтересован в том, чтобы в Ормузском проливе не было ни войны, ни блокады. При этом, я думаю, еще до того, как Совет Безопасности будет заседать, обсуждать и принимать решение, США и Саудовская Аравия сделают все, чтобы разблокировать Ормузский пролив, то есть начнут боевые действия. Но так произойдет лишь в очень гипотетическом случае, если Иран перекроет Ормузский пролив, хотя я на 99,99% уверен, что этого не будет", - подчеркнул старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН.

С ним согласился ведущий эксперт Политологического центра "Север-Юг" Александр Караваев. "Перекрытие Ормузского пролива уже происходило в ирано-иракской войне, хотя оно было и не полным, а локальным и временным. Тегеран тогда затопил несколько танкеров, и навигация в проливе была сложная, ограниченная. Только та история длилась недолго и серьезно не повлияла ни на что, цены на нефть подросли несущественно. Теперь же, если перекрытие произойдет, стоит ожидать серьезных боевых действий, причем не только на море, но и в воздухе. Учитывая, что у Эр-Рияда обеспечены поставки американских самолетов, есть даже F-22, саудиты вполне могли бы организовать конфликт. Только воевать они будут не одни, а это сделает войну потенциально взрывоопасной, так как на стороне Саудовский Аравии выступят США, а на стороне Ирана, если не прямо, то косвенно будет Россия. Такие риски определенно есть", - обратил внимание он.

"Что касается Совбеза ООН, то там такое решение провести технически невозможно, поскольку Россия и Китай обязательно наложат вето. Уже выстроилась антииранская коалиция, Россия и Китай стоят на противоположной стороне, так что тут саудитам даже питать иллюзии не стоит. Китай однозначно высказался, что не поддерживает ни санкции, ни эскалацию ситуации вокруг Ирана. И тут неясно, насколько Эр-Рияд готов идти реально вслед за заявлениями. В этом регионе Ближнего Востока очень любят громкие заявления, не подкрепленные реальными действиями (хотя, с другой стороны, за последние 40 лет большинство длительных конфликтов пришлось именно на Персидский залив и Ближний Восток в целом). В связи с этим делать серьезные прогнозы, будет война или нет, пока сложно. Опасность в целом эскалации есть, учитывая, что Америке выгоден конфликт военный с Ираном, который будет развязан чужими руками", - сказал Александр Караваев.

"Здесь есть масса нюансов. Ирано-иракская война 80-х годов носила ожесточенный, кровопролитный характер, так как это были крупные наземные сражения с сотнями тысяч жертв среди военных и мирных жителей. Ее практически не вспоминают в современной публицистике, но она дает очень много ответов о том, возможна ли новая эскалация. То есть война через пролив между Саудовской Аравией и Ираном сейчас будет носить чисто технологический характер – бои ВМС и ВВС, разговоры о крупных военных действиях сразу отсекаются, будут лишь столкновения профессиональных армий. Сейчас вопрос еще и в том, насколько вообще Иран в нынешней ситуации готов идти на масштабные военные действия. Процессы в современном Иране кардинально отличаются от того, что было в 80-х на фоне подъема религиозно-патриотического духа. Нынешние либерализация и усталость от теократического режима вряд ли могут вызвать сравнимый патриотический подъем", - заключил эксперт.

Тема Ормузского пролива возникла накануне после того, как командующий военно-морскими силами Ирана генерал Али Реза Тангсири заявил, что его страна полностью взяла под контроль Персидский залив, на что государственный секретарь США Майк Помпео в своем Twitter заявил, что Персидский залив - важная международная транспортная артерия, и Соединенные Штаты и их союзники продолжат следить за тем, чтобы там сохранялась свобода мореплавания.