Грузия закрыла границу для российской пшеницы в Армению
Читать на сайте Вестник КавказаГрузия вводит запрет на импорт российской пшеницы в Армению сухопутным наземным транспортом, - пишет армянская газета "Жаманак". "Импортирующие компании уже предупреждены о том, что больше не смогут импортировать пшеницу из России через территорию Грузии. Перевозки должны осуществляться только через порт Поти", - пишет издание.
Грузоперевозочные компании уже просчитали возможные риски, уведомив о возможных последствиях премьер-министра Армении Никола Пашиняна и попросив у него оперативной реакции на решение проблемы, имеющей стратегическое значение для страны.
"Импорт пшеницы из России в Армению будет возможен лишь морским путем, что в большой степени зависит от погодных условий. Кроме того, в таких условиях инфляция неизбежна: пшеница подорожает как минимум до $50 за 1 т, а множество малых предпринимателей, занимающихся грузоперевозками, останутся без работы", - цитирует издание письмо грузоперевозчиков.
Минфин Грузии своим приказом полностью запретил сухопутные перевозки импортерам пшеницы. Согласно новому приказу министра, ввозить или вывозить пшеницу и кукурузу на таможенной территории Грузии можно только морским или железнодорожным транспортом, - передает "Бизнес-Грузия".
Новый приказ был подписан министром финансов 21 августа и разослан бизнесменам, но на следующий же день ведомство Мачавариани изменило позицию и издало еще один приказ, допустив ввоз в страну посредством наземного транспорта только кукурузу.
Частные импортеры, которые годами ввозят в страну пшеницу, требуют объяснений, утверждая, что новая регуляция поднимет цены пшеницы и хлебопродуктов, а тысячи людей, занятые в компаниях, останутся без работы. Импортеры оценивают принятое решение как давление на бизнес и требуют встречи с министром финансов.
Водители, работающие в компаниях, собираются протестовать против решения правительства, перекрыв центральную магистраль, если приказ останется в силе.
Новая регуляция вступит в силу 15 сентября.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе обратил внимание на сенсационность этой информации. "Меня это несколько поразило, потому что нынешнее правительство пытается прагматически подходить ко всему, что касается бизнеса, и не раздражать российское руководство зря, тем паче когда дело касается наших соседей армян. Даже непонятно, что такое могло произойти. Если во времена Михаила Саакашвили из-за его импульсивности и совершенно нерационального подхода решения властей порой граничили с безумием, то сейчас такого не бывает. Без какой-либо острой необходимости, без отсутствия иных путей наше правительство не стало бы так поступать", - сказал он.
"Мне сейчас это неясно, но, видимо, есть какое-то четкое основание, которое наши власти просто не смогли игнорировать. То есть правительство действует вынужденно, не может иначе, потому что тогда будет еще хуже. То есть у этой инициативы не иррациональные или эмоциональные причины, правительство Грузии тут действует не злонамеренно, а что-то его вынудило. Что именно – еще только предстоит разобраться", - заявил Петре Мамрадзе.
Грузинские экономисты затруднились прокомментировать это решение правительства.
Руководитель аналитического центра "Альтернатива" Татул Манасарян указал на ограниченность возможностей армянских импортеров. "Пшеница в целом не должна сильно подорожать, потому что речь идет лишь об отключении альтернативного пути транспортировки. Нужно еще посчитать, какой будет разница между поставками по Военно-Грузинской дороге и по Черному морю, но она не будет существенно влиять на цены хлебопродуктов. Однако нежелательным стоит считать как раз тот факт, что Армения лишается выбора логистических вариантов. Любые такие ограничения для Армении чувствительны и неприятны, хотя в этом можно увидеть стремление Грузии непосредственно работать с Арменией, а не быть транзитной страной для российско-армянской торговли", - предположил он.