Предложение Путина озадачило Германию
Читать на сайте Вестник КавказаОдним из центральных вопросов, которые обсуждали российский президент Владимир Путин с канцлером Германии Ангелой Меркель в ходе их спонтанной встречи под Берлином 18 августа,стал сирийский конфликт. Вопрос беженцев – настоящая головная боль для Ангелы Меркель, и неспособность ее правительства сформировать четкие ответы на миграционный вызов дорого обходится канцлеру на внутриполитической арене.
Владимир Путин, прекрасно осознавая то непростое положение, в которое загнала себя Меркель, решил использовать ситуацию в российских интересах и попытаться привлечь немецкий капитал к восстановлению разрушенной ближневосточной страны. "Это потенциально огромная нагрузка на Европу, поэтому лучше сделать все для того, чтобы эти люди [беженцы] могли вернуться домой", — заявил Путин на встрече с канцлером.
Согласно всем недавним опросам, рейтинг возглавляемой Ангелой Меркель партии, Христианско-Демократического Союза, впервые в истории опустился ниже 30%. Дело дошло до того, что вопрос беженцев стал причиной разлада между ХДС и ее значительно более консервативной баварской "сестринской партией" ХСС. На этом фоне завоевавшая значительную поддержку населения ультраправая "Альтернатива для Германии" уже набирает в рейтингах 16%, практически догнав обновивших свой антирекорд популярности коалиционных партнеров ХДС-ХСС, Социал-демократическую партию Германии (16,5-17%). Как видно, разрыв между СДПГ и АДГ находится в пределах статистической погрешности. В таких условиях продолжать проводившуюся до сих пор невнятную миграционную политику команда Меркель себе позволить не может.
Как отмечает Deutschlandfunk, все больше сирийских беженцев возвращается в разрушенные регионы Сирии, в которых уже не ведется активных боевых действий, и вопрос восстановления САР становится сегодня еще более актуальным.
Внешнеполитический спикер Социал-демократической партии Германии Нильс Шмидт прокомментировал предложение Путина объединить усилия Европы и России в восстановлении Сирии следующим образом: "Хорошим моментом является то, что у нас есть с Россией общий интерес. Мы хотим, чтобы Сирия была стабильным и единым государством, и мы не желаем развала этой страны, как это произошло в Ираке или Ливии. Русские понимают, что находятся на пути к победе, но также осознают и тот факт, что долгосрочного политического решения и экономического восстановления САР невозможно достичь без поддержки Запада, в частности, ЕС. Сирия является соседом ЕС, экономические и политические связи с ЕС всегда были для Сирии важны и будут оставаться таковыми в будущем. По этой причине Россия будет предпринимать все необходимое для того, чтобы вывести Сирию и режим Башара Асада из политической изоляции". В качестве условий для немецкой помощи Сирии Нильс Шмидт выделяет проведение в стране свободных выборов и расследование под эгидой ООН совершенных военных преступлений.
Немецкий политолог из консультирующего правительство ФРГ аналитического центра Stiftung für Wissenschaft und Politik (SWP) Гидо Штайнберг настроен к идее Путина не столь позитивно. "Произойдет ли это, зависит, от того, на какие ответные уступки готовы будут пойти русские, в частности, в вопросе нового политического устройства Сирии", - отмечает эксперт. Добиться согласия России на условия, озвученные Нильсом Шмидтом, политолог считает нереалистичным. "Русские потратили в этой войне миллиарды и потеряли в ней своих людей, чтобы поддержать власть Башара Асада. Любое политическое переустройство Сирии, свободные выборы будут представлять угрозу для этого режима. Думаю, что тем максимумом, на который готово пойти правительство ФРГ, и которого можно ожидать, является формальное политическое переустройство, которое обеспечило бы внешнюю картинку изменений и реформ, но ничего не изменило бы внутри страны. Асад понимает, что, если он ослабит хватку, то будет очень быстро отстранен от власти, он ее потеряет – так что нам не следует питать иллюзий. И следует ли нам в такой ситуации инвестировать миллиарды, большой вопрос", - считает Штайберг.
При этом аналитик признает, что немецкие власти сегодня находятся в уязвимой позиции. "В правительстве не любят говорить об этом вслух, но все в Германии, конечно же, понимают, что уменьшение числа беженцев сегодня стало одной из важнейших целей политики правительства на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Самая большая проблема же состоит в том, что большинство беженцев в Европу прибыло из регионов, где были сильны повстанцы. И все указывает на то, что сирийское правительство не очень-то хочет возвращения этих людей. Я опасаюсь, что нам не следует рассчитывать на массовое возвращение беженцев из Германии в Сирию, даже если мы действительно поможем восстановить САР. Сирийское правительство не хочет этих людей, так как они представляют риск для безопасности режима", - отмечает Штайнберг.
В целом же, по мнению аналитика SWP, Германия и Европа сегодня имеют слабые переговорные позиции в ключевых вопросах международной безопасности. "Без поддержки со стороны США европейцы являются слабым игроком. И мы снова в этом убедимся в ходе переговоров с Путиным, и, вероятно, с Эрдоганом в следующем месяце. Европейцы не являются игроком в Сирии. Без американцев у европейцев нет вообще никакого военного и очень ограниченный внешнеполитический вес. Это мы наблюдаем в Сирии, это мы видим и в вопросе Ирана или же на Украине. И переговоры ничего здесь не изменят. Для изменений европейцам стоит пересмотреть фундаментальные вопросы", - заключил эксперт.