Пятый Каспийский саммит в Актау: взгляд из Ирана
Читать на сайте Вестник КавказаВ Актау накануне завершился Пятый Каспийский саммит, по итогам которого главы каспийских государств подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря – документ, который разрабатывался на протяжении последних 22 лет.
В связи с этим событием "Вестник Кавказа" поговорил с экспертами и узнал у них, каковы основные итоги этого исторического саммита для Ирана и какие изменения ждут теперь Каспийский регион в целом.
Глава Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин обратил внимание на то, что по итогам саммита было подписано полноценное международное соглашение, а не декларация или коммюнике.
"Это полноценное международное соглашение, которое регламентирует сотрудничество и обеспечение безопасности, защиту экологии, регулирование судоходства в регионе Каспийского моря. Сам по себе этот документ включил в себя итоги 22-летней переговорной работы разных стран, то есть, самый важный итог", - отметил эксперт.
Притчин добавил, что особое значение имеют достигнутые в соглашении принципы обеспечения международной безопасности, запрещающие размещать на Каспии военные объекты иностранных государств.
"Для Ирана это один из главных моментов, что в регионе Каспийского моря могут находиться военные объекты только Прикаспийских государств. Потом стороны не имеют права предоставлять свою территорию для любых агрессивных действий против своих каспийских соседей, и все споры будут решаться путем переговоров. Это три ключевых момента с точки зрения обеспечения безопасности", - продолжил эксперт.
Он также добавил, что конвенция стала итогом переговорного процесса последних двух десятилетий, однако она не сняла все актуальные вопросы с повестки дня. "Стороны не останавливаются на контактах друг с другом. Буквально в коммюнике отмечено, что следующий саммит состоится в Туркменистане в установленные сроки. Это говорит о том, что несмотря на то, что юридический вопрос решен, стороны заинтересованы в продолжении диалога и сохранении этого пятистороннего формата", - заключил Притчин.
В свою очередь, старший научный сотрудник Аналитического центра ИМИ МГИМО МИД РФ Леонид Гусев отметил, что страны наконец-то пришли хоть к какому-то международному соглашению по статусу Каспия. По его словам, Иран в этом вопросе действовал, в целом, так же, как и остальные прикаспийские государства. Он тоже отметил, что для Тегерана главным стал вопрос безопасности региона.
"Главное – что не должны размещаться военные базы чужих государств на территории Прикаспийских стран, что крайне важно для того же Ирана. Все страны заявляют о своих особых путях, и иногда проскальзывали какие-то слухи, что могут быть размещены военные базы других стран, на территории Туркменистана с Казахстаном, к примеру. Но теперь этот вопрос снимается", - пояснил он.
Эксперт также добавил, что для Ирана важным является и урегулирование споров относительно водного пространства, шельфа и дна Каспия.
"Когда шел вопрос о прокладке газа, нефтепроводов по дну Каспийского моря, то тоже возникали проблемы, так как были неопределенны территориальные границы. Сейчас эти вопросы тоже урегулированы, поэтому подобных проблем возникать не должно", - уточнил эксперт.
При этом Гусев не исключил, что отдельные вопросы могут снова вызвать споры между странами, однако на данный момент ситуация, в целом, выглядит как решенная.
"Раз Иран согласился подписать конвенцию, значит иранские власти пришли к мнению, что на данный момент это соглашение им выгодно, тем более, когда опять объявили санкции со стороны США. Им, конечно же, нужно, чтобы никаких проблем с соседними странами у них не было, чтобы как-то сосредоточиться на проблеме этой, чтобы как-то мобилизоваться", - продолжил аналитик.
Он также выразил надежду на то, что после подписания конвенции между странами укрепится экономическое сотрудничество.
"Можно надеяться на то, что усилится сотрудничество в сфере рыболовства, потому что Каспий - море ценных пород рыб, осетровых и тд. Может, какого-то взаимного судоходства больше будет, потому что это тоже очень важный момент. Могут быть какие-то совместные проекты в области нефтегазодобычи, так как все пять стран обладают значительным потенциалом в этой сфере. Россия в свое время заявляла о том, что у нас есть намерение сотрудничать с Ираном по газу, по нефти. Может, это и сейчас начнет в более конкретных делах осуществляться", - уточнил Гусев.
"Самое главное, что теперь Каспийское море становится зоной только всех наших государств и все иностранные другие представители не могут там закрепляться, иметь базы. С этой точки зрения, с геополитической, это тоже очень важный момент для взаимного сотрудничества и развития обстановки в регионе", - заключил эксперт.