Станет ли Мьянма проводником иранской нефти в Китай?
Читать на сайте Вестник Кавказа1 июня PetroChina получила груз иранской нефти на свой нефтехимический завод в Юньнане на юге Китая через Мьянму. Как отмечает американское информационное агентство Platts в статье Will Myanmar become a conduit for Iranian crude into China?, если бы это был любой другой маршрут, то это была стандартная поставка иранской нефти. Но использование нефте- газопровода Мьянма-Китай создает новые осложнения, поскольку теперь этот трубопровод стал частью китайской инициативы "Один пояс - один путь", как и ряд других крупных инфраструктурных проектов, которые первоначально не были частью этой инициативы, но были включены в нее позже.
После отправки иранской нефти по нефтепроводу, входящему в проект, не остается никаких сомнений в том, имеет ли инициатива "Один пояс - один путь" политические мотивы. Это подтверждает заявления критиков инициативы о том, что Китай использует ее, чтобы подорвать влияние США. Некоторые относятся к инициативе "Один пояс - один путь" с подозрением.
Ранее на этой неделе возобновление вторичных санкций США в отношении Ирана было раскритиковано остальными странами, подписавшими СВПД. Китай дал понять, что он продолжит импорт иранской нефти, и использование китайской инициативы для этого позволит американцам открыто критиковать "Один пояс - один путь".
Пока что этот проект не вызывал негативной реакции, и в нем участвуют даже союзники США. Однако вокруг нефте- и газопроводов всегда идут споры. От трубопровода Sumed на Ближнем Востоке до "Северного потока -2" в Европе, международные нефте- и газопроводы часто сталкиваются с геополитической оппозицией. И ситуация с Мьянмой ничем не отличается.
Судно под панамским флагом доставило груз иранской нефти на остров Мадай 1 июня. Это первое судно, которое привезло нефть из Ирана в Мьянму с момента начала работы Юньнаньского нефтехимического завода на юге Китая, обрабатывающего 260 тысяч баррелей в сутки. Завод начал работать ровно год назад.
Судно доставило 948 тысяч баррелей нефти, включая 474 тысяч баррелей с иранского месторождения Южный Парс.
Это была первая партия иранской нефти, обработанная заводом PetroChina, и вряд ли она будет последней. Иранские сорта содержат относительно больше доли металлических и хлоридных примесей, которые разъедают оборудование НПЗ, из-за чего некоторые из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов PetroChina не могут с ними работать.
Юньнаньский нефтехимический завод способен обрабатывать иранскую нефть, и он уже успешно протестировал это на первом грузе. Другие крупные китайские заводы, работающие под Sinopec, использовали иранскую нефть и считают ее привлекательной из-за высокого содержания нафты, необходимой для производства нефтехимической продукции. Благодаря этому трубопровод Китай-Мьянма может стать проводником для иранской нефти, даже если он будет переправлять ее только на один завод, на который, если его использовать на полную мощность, будет приходиться почти треть импортируемой Китаем иранской нефти. Импорт иранской нефти в Китае в первом полугодии текущего года составил около 638 тысяч баррелей в день. Трубопровод Китай-Мьянма проходит от острова Мадай недалеко от города Кьяукпхью и соединяется с внутренним газопроводом Китая в городе Куньмин. Теперь китайские государственные СМИ теперь называют его одним из "основных проектов" инициативы "Один пояс - один путь".
Тем не менее остается вопрос о том, с какими последствиями и юридическими осложнениями столкнется Мьянма как страна, участвующая в поставке иранской нефти. Эксперты советуют ей соблюдать осторожность.
"Что касается лиц, занимающихся транспортировкой или хранением нефти из Ирана, существует риск того, что они попадут под санкции США", - сказал Аврил Лэттин из фирмы Clyde & Co. "Санкции или другие карательные меры администрации Трампа часто отличаются от случая и случаю, как например поблажки для Индии на ввоз российской военной техники из-за ее позиции в качестве подающего надежды стратегического партнера Вашингтона в Индо-Тихоокеанском регионе, - сказал Коллин Кох, научный сотрудник Института обороны и стратегических исследований в Сингапуре. - Все зависит от того, насколько важна страна для США в стратегическом плане. Мьянма, конечно, не из тех стран, с которыми США могут позволить себе разорвать отношения". Возможно, США не захотят усугублять ситуацию, введя карательные меры против Мьянмы только потому, что иранская нефть транспортируется через ее территорию на юг Китая, добавил Кох. "Опасения вызывает долгосрочная геополитическая обстановка", - добавил эксперт.