Закон - не попытка забвения языка

Читать на сайте Вестник Кавказа

На минувшей неделе нижняя палата парламента в третьем, окончательном чтении приняла закон о свободе выбора изучения родных языков в школе. Теперь русский можно будет выбрать для изучения как родной наравне с национальными языками республик.

В школах, где программа включает предмет "Родной язык", его изучение останется обязательным, но сам язык теперь можно будет выбрать, в том числе и русский.

Закон фиксирует, что ребенок может свободно выбрать язык образования в школе по заявлению родителей, а федеральные образовательные стандарты обеспечат ему "возможность получения образования на родных языках из числа языков народов РФ, изучения государственных языков республик РФ, родных языков из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка".

Примечательно, что это правило будет касаться не только школ, но и детских садов.

Законопроект был внесен в Госдуму в апреле, и его первая редакция, которая предлагала вести преподавание и изучение государственных языков республик на добровольной основе и не в ущерб русскому, вызвал резкую критику пользователей соцсетей, считающих, что нововведения приведут к исчезновению родных языков народов Кавказа.

В большей степени это касалось третьей поправки, обеспечивающей выбор языка при получении образования, изучении государственных языков и родных языков родителями ученика. Именно она и вызвала резонанс и ожесточенные споры, так как отменяет обязательность изучения какого-либо языка на всей территории Российской Федерации.

При этом русский язык в качестве обязательного остается как государственный язык Российской Федерации, а государственный язык субъекта Федерации не будет обязательным для всех школьников этого региона, это будет выбор семьи за несовершеннолетнего обучающегося.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" председатель правления "Ассоциации родного, в том числе, русского языка", руководитель Центра этнокультурной стратегии образования ФИРО Ольга Артеменко, в первую очередь, назвала причины необходимости появления данного законопроекта. "Это попытка законодательно закрепить поручение президента России Владимира Путина о том, что изучение родных и государственных языков республик РФ должно осуществляться на добровольной основе по заявлению родителей или законных представителей учащегося. Это поручение возникло не случайно, а было связано с многочисленными обращениями в Госдуму, и администрацию президента со стороны родителей русскоязычных детей, независимо от их этнической принадлежности", - поведала она.

Далее эксперт пояснила, что подобные обращения поступали в основном из Татарстана и Башкортостана. "В адрес президента поступали обращения о том, что количество часов на изучение татарского языка превышает количество часов на изучение русского языка. Проведенная Генпрокуратурой РФ проверка подтвердила данный факт, однако со стороны администрации Республики Татарстан никаких ответных мер не последовало. Это и стало причиной требования президента, в соответствии с которым изучение родных языков и государственных языков республик должно перейти на добровольную основу", - рассказала Ольга Артеменко, подчеркнув, что данная мера полностью соответствует Конституции РФ.

Таким образом, по словам эксперта,  законодательная инициатива стала ответом на неразумную языковую политику, проводимую, в частности, Татарстаном. "К сожалению, из-за одного субъекта все остальные республики будут вынуждены испытывать определенные неудобства, потому что языковая ситуация уже устоялась, сложилась

определенная традиция преподавания родных языков. Так, если речь шала о моноэтнической среде, где родной язык функционирует в быту, то язык изучался всеми. А в полиэтнических городах чаще всего родной язык изучался по выбору", - отметила председатель правления "Ассоциации учителей родного, в том числе, русского языка".

Говоря о том, какие изменения повлекут новые поправки в работе учреждений образования в национальных субъектах Северного Кавказа, эксперт отметила, что это, прежде всего, зависит как от действий республиканских властей, так и от руководителей образовательных учреждений. "Это творческий процесс, предполагающий совместный труд глав регионов, педагогов и родителей. Директивные меры здесь недопустимы. В то же время федеральный государственный образовательный стандарт, безусловно, должен быть изменен, должны быть разработаны новые учебные планы", - обратила внимание руководитель центра этнокультурной стратегии образования ФИРО.

Комментируя опасения некоторых представителей общественности о возможности забвения языка, эксперт подчеркнула, что данная мера, при условии адекватного исполнения, не приведет к исчезновению языков. "Надо работать над улучшением ситуации, избегая политиканства и скоропалительных выводов", - заключила Ольга Артеменко.

Напомним, в системе образования РФ используется 58 языков, федеральные образовательные программы утверждены по 13 национальным языкам. В то же время существует такое понятие как "государственные языки" - они определены в 22 субъектах Федерации, статус государственных языков РФ имеют 36 языков. При этом, если считать и наречия, в России говорят больше чем на 250 языках.