Узбекистан и Таджикистан: холодная война окончена
Читать на сайте Вестник КавказаСоглашение о Рогунской гидроэнергетической плотине открывает возможности для узбекско-таджикского сотрудничества по вопросам Афганистана и борьбы с терроризмом. К такому выводу приходит The Defence Post в статье Uzbekistan and Tajikistan: No more dam problems? Холодная война между двумя центральноазиатскими соперниками по поводу воды, похоже, закончилась, потенциально открыв регион для международных инвестиций и расширения интеграции.
В июле Узбекистан отказался от своей позиции по вопросу строительства Рогунской плотины, таджикской гидроэлектростанции, которая была потенциальной пороховой бочкой региона. ”Продолжайте строительство плотины. Мы будем придерживаться определенных гарантий в соответствии с конвенциями, которые были подписаны вами”, - сказал 5 июля министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов.
Такого рода заявления знаменуют совершенно другую политику по сравнению с курсом предшественника Шавката Мирзиеева на посту президента. Ислам Каримов пришел к власти в Узбекской Советской Социалистической Республике в 1989 году и правил государством-преемником, Республикой Узбекистан, до своей смерти в 2016 году. Каримов выступал против Рогунской плотины, и в заявлении 2012 года, казалось, намекнул, что стремление Таджикистана к осуществлению проекта может привести к войне.
Узбекистан и, в меньшей степени, Казахстан опасались, что сокращение потока воды в реке Вахш может повлиять на производство хлопка, который Узбекистан рассматривает как стратегический товар.
Закапывая топор войны
”Во время своего руководства Узбекистаном Каримов угрожал вторгнуться в Таджикистан, если страна когда-либо построит Рогунскую ГЭС, утверждая, что это окажет негативное воздействие на источники воды в Узбекистане, - сказал Максимилиан Хесс из AKE Group, консалтинговой компании по политическим рискам в Лондоне. - Президент Мирзиеев, наоборот, потенциально заинтересован в поддержке таджикских гидроэнергетических проектов. Он уже провел успешные переговоры о возобновлении трансграничной торговли и отменил визовые ограничения для граждан Таджикистана”.
После смерти Каримова новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев консолидировал власть и стал продвигать начало новых отношений с Таджикистаном. В марте он встретился в Душанбе с президентом Эмомали Рахмоном.
”То, что Мирзиеев посещает Таджикистан, хорошо для общей атмосферы. Инвесторы могут лишь догадываться о том, что президенты обсуждают серьезные проблемы, некоторые из которых связаны с водой”, - сказал лорд Фредерик Понсонби, член Палаты лордов Великобритании и бывший президент Британско-Узбекского общества.
Корни таджикско-узбекской напряженности глубже и касаются не только реки Вахш и Рогунской плотины. Конфликт возник после распада Советского Союза и гражданской войны в Таджикистане в 1990-х годах и привел к тому, что силы, лояльные президенту Таджикистана Эмомали Рахмону, выступили против объединенной таджикской оппозиции. По завершении гражданской войны в Таджикистане в 1998 году было сформировано Исламское движение Узбекистана (ИДУ), выступавшее против политики Ислама Каримова, при этом часто укрываясь в Таджикистане.
Правительство Узбекистана решило заминировать свою границу с Таджикистаном и Киргизией для предотвращения проникновения боевиков ИДУ. Около 70 человек погибло в первые пять лет после создания минного поля. Все погибшие были гражданскими лицами.
Узбекистан время от времени проводил трансграничные операции в соседних странах. В 2004 году напряженность усилилась, когда из-за сильного ветра 23 узбекских парашютиста оказались в Таджикистане, а один из них приземлился на наземную мину и и был госпитализирован в Таджикистане. Каримов пообещал разминировать границу, но никаких действий не предпринималось до апреля этого года, когда Таджикистан и Узбекистан согласились рассмотреть вопрос и запланировать разминирование границы.
Мир в Афганистане
После вторжения США в Афганистан в 2001 году основная масса боевиков ИДУ переместилась в Афганистан и присоединилась к талибам в их борьбе против американских сил. Большинство оставшихся членов ИДУ объединились с ИГИЛ (запрещена в РФ) в 2015 году, но отколовшаяся фракция продолжает именовать себя ИДУ. Возвращение иностранных боевиков остается актуальной проблемой безопасности во всем регионе. В начале этого года Таджикистан помиловал более 100 своих граждан, вернувшихся из зоны боевых действий в Сирии и Ираке.
Это одна из причин, по которой в марте в Узбекистане состоялась крупная мирная конференция по Афганистану. Ташкентская конференция была одной из самых амбициозных попыток положить конец конфликту в Афганистане.
”Люди Афганистана должны выбрать свой собственный путь к миру, мы можем только помочь им начать диалог и организовать процесс”, - сказал посол Республики Узбекистан в Великобритании Алишер Шайхов.
Шайхов, как и Фредерик Понсонби, дал комментарии The Defence Talk в кулуарах Энергетического форума Великобритания-Узбекистан, организованного Financial Times в Лондоне. На саммите Соединенное Королевство согласилось инвестировать 1,25 млрд фунтов стерлингов в Узбекистан, демонстрируя рост уверенности в стране, которая является производителем природного газа. На том же мероприятии узбекские чиновники подчеркнули, что стабильность Афганистана может быть достигнута только за счет долгосрочных инвестиций. С этой целью Узбекистан пообещал развивать нефтяное месторождение на севере Афганистана. Ташкент по-прежнему заинтересован в инвестициях в пограничный рынок, который часто игнорируется другими инвесторами.
”Наши люди были торговцами на протяжении веков. Наши величественные города были когда-то узлами Шелкового пути. У нас были хорошие отношения со всеми, и теперь мы возвращаемся к нашей традиционной роли”, - сказал Шайхов.