Андрей Епифанцев: "Политика двойных стандартов ведет к тупиковой ситуации, в которой карабахский конфликт разрешиться не может"
Читать на сайте Вестник КавказаВ сентябре должна пройти встреча глав МИД Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна для обсуждения карабахской проблематики. Предыдущая встреча глав внешнеполитических ведомств проходила 11 июля в Брюсселе при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Игорь Попов от России, Стефан Висконти от Франции и Эндрю Шофер от США). Политолог и эксперт по Кавказу Андрей Епифанцев рассказал "Вестнику Кавказа" о том, можно ли ожидать изменений в позициях сторон после состоявшегося недавно российско-американского саммита и саммита НАТО.
- Какая из стран Южного Кавказа – Азербайджан или Армения - получит преимущества в результате встречи Североатлантического альянса на высшем уровне в Брюсселе и хельсинкских переговоров Владимира Путина и Дональда Трампа?
- Ни одна из стран прямых бонусов или политических плюсов из этого не получит. Саммит НАТО продолжил политику двойных стандартов, а это ведет к тупиковой ситуации, в которой карабахский конфликт разрешиться не может. Участники саммита в Брюсселе поддержали территориальную целостность стран Южного Кавказа. Это плюс для Баку, ведь под целостностью подразумевается наличие Карабаха в составе Азербайджана. Однако в общем коммюнике саммита была фраза о том, что решать конфликт можно только мирными путями. То есть это практически сохранение статус-кво.
Сегодня Баку делает упор на то, что страны НАТО признали суверенитет и территориальную целостность Азербайджана, а Ереван - на то, конфликт можно решить только мирным путем, а также на то, что якобы в Армении демократия, а Азербайджане нет. Но если убрать пропагандистскую шелуху, то в реальности ни одна из сторон не получила преимуществ от саммита НАТО.
Если вспомнить о встрече Путина с Трампом, то президент РФ говорил о референдуме на Донбассе, но это прямого отношения к странам Южного Кавказа это не имеет. Если выносить на референдум вопрос о том, кому должен принадлежать Карабах, то проблема сводится к тому, кто будет голосовать.
Я бы советовал и Армении, и Азербайджану обратить внимание на то, как вели себя на саммите Путин и Трамп. Первый был более уверен в себе, более активен, а второй даже по вопросам, требующим его активного вмешательства, отмалчивался. Это говорит о том, что руководители супердержав, в случае достижения компромисса между собой, в определенном смысле могут закрыть глаза или пойти на встречу друг другу в вопросах региональных конфликтов.
Если еще более обострятся отношения Вашингтона с Тегераном, то Азербайджан может представлять для НАТО и США некий актив. При этом для Армении обострение американо-иранского конфликта представляет большую опасность, потому что для Еревана контакты с Тегераном крайне важны. Армении нужно всеми силами пытаться избежать того, чтобы быть втянутой в этот конфликт.
Так или иначе и саммит НАТО, и российско-американский саммит оставили ситуацию на прежнем уровне, не дали явных преимуществ какой-то одной стороне, зато очертили опасности, которые могут подстерегать Азербайджан и Армению в будущем, исходя из нынешней ситуации.
- Сегодня Трамп продолжает линию по поддержке Азербайджана, учитывая запасы нефти в этой стране, развитие энергетических проектов и памятуя о противостоянии с Ираном. Интересна ли США Армения?
-Неинтересна совершенно, и мы это видим. США снижают уровень экономических отношений даже с Европой. Но сейчас мы видим, что Ереван пытается пройти по очень тонкому льду, лавируя между ЕС, НАТО, Америкой с одной стороны, и Россией - с другой стороны. Армянский премьер Никол Пашинян затеял эту игру, но она пока не дается. Если бы в Армении сказали, что у них антироссийский форпост на Закавказье, то, наверное, отношение было бы другим, однако и потери для Еревана были бы большими.
- На саммите в Брюсселе министр обороны Армении встретился с помощником замминистра обороны США, а министр обороны Азербайджана - с министром обороны США. О чем говорит разный уровень представительства?
- Я не стал бы здесь вылавливать нюансы и строить на этом какую-то долговременную политику. Главное, что встречи были. О результатах встреч судят по документам, а документы ни о чем не говорят, кроме стандартных слов о том, что ситуация будет оставаться без изменений.
- Какова вероятность ускорения процесса мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта при условии налаживания отношений между Россией и США?
- Проблема не только в том, что отношения США с Россией не особо хорошие. Есть много других игроков. Действует Минская группа ОБСЕ, интересы участников которой разные. Мне кажется, вопрос не совсем корректно сформулирован. Если просто наладятся отношения России с США, это принципиально не повлияет на решение конфликта в Карабахе. Для его разрешения должны кардинальным образом измениться условия. Сейчас ситуация сбалансирована и не видно, она может измениться.