Валерий Гарбузов: "Посмотрим, продолжит ли Трамп проявлять политическую волю в дальнейшем"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Накануне в Хельсинки состоялась историческая встреча президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа. "Вестник Кавказа" побеседовал с директором Института США и Канады РАН Валерием Гарбузовым о предшествовавшей саммиту ситуации в российско-американских отношениях, итогах переговоров и перспективах дальнейшего диалога между двумя странами.

- Валерий Николаевич, по вашей оценке, почему личную встречу президентов удалось провести лишь спустя полтора года после инаугурации Трампа?

- Возможность такой встречи блокировали внутренние обстоятельства США. Трамп оказался в крайне деликатной ситуации: ему нужно было доказывать всей Америке, что он победил на выборах сам, без поддержки Москвы и лично Путина, в связи с чем было невозможно делать какие-либо "лишние" шаги в сторону России, так как это могло послужить свидетельством его связей с Кремлем. Подобное положение дел послужило причиной отсутствия нормального диалога между двумя лидерами. Сам приезд Трампа в Хельсинки вызвал такую бурную реакцию в США, так как даже это считается уступкой Путину, чуть ли не доказательством того, что Трамп приехал отчитываться перед тем, кто его завербовал, как бы смешно это ни звучало. Посмотрим, продолжит ли Трамп в дальнейшем проявлять политическую волю как президент, сумеет ли он использовать механизмы президентской власти в таких чрезвычайно сложных для него обстоятельствах. Должен сказать, что мне сложно припомнить какого-то другого американского президента, который бы, выстраивая отношения с Россией, имел такую мощную оппозицию.

- Как оцениваете итоги встречи?

- На мой взгляд, она прошла позитивно. Эту встречу вряд ли можно назвать прорывной, никто и не ожидал, что лидеры решат все проблемы и разгребут все завалы. Саммит имел другую цель –  начало диалога. Если этот диалог будет продолжен, то встреча в Хельсинки свою миссию выполнила на 100%. А вот если диалог на этом опять остановится, если оба государства не воспользуются предоставленной возможностью, тогда это будет встреча упущенных возможностей.

- От кого зависит, продолжится ли диалог в дальнейшем?

- Сегодня это больше зависит от американской стороны, причем даже не лично от Трампа. Если бы Трамп действительно был хозяином своей судьбы, проблем бы не было, но за спиной Трампа – большое американское государство со своей бюрократической иерархией. Следует иметь в виду, что это был саммит руководителей стран, отношения между которыми находятся в берегах санкционного режима, США создали России такие условия, которые душат российскую экономику и препятствуют дальнейшему развитию, причем эти условия зацементированы американским законодательством за подписью того же самого Трампа. Поэтому ситуация создалась очень непростая, я это называю перевернутой шахматной доской, на которой очень сложно и трудно играть, в связи с чем приходится искать неординарные ходы.

- Какие вопросы в отношениях России и США понадобится сейчас решать в первую очередь?

- Прежде всего надо бы решить проблему санкций, но вряд ли она будет стоять первым пунктом на повестке дня. Скорее, стороны в первую очередь возьмутся за вопрос, по которому они не заблокированы в своих действиях – это тема Сирии, где сотрудничать можно уже буквально завтра. К сожалению, вопрос санкций, действительно осложняющий наши отношения в течение многих лет, таков, что подойти к его решению очень сложно, так что довольно долгое время он будет оставаться где-то на заднем плане.

- Возможен ли какой-либо прогресс на украинском направлении и по Крыму?

- Возможно сотрудничество по ситуации в Донбассе и реализации Минских соглашений, включая создание механизма предотвращения военных столкновений с использованием инструментов ООН при поддержке США. Вопрос с Крымом, я думаю, тоже будет где-то на заднем плане, поскольку позиции сторон бескомпромиссны, а значит, будет лишь молчаливое признание позиций и их несовместимости.