Новые грузинские министры "слишком хорошо говорят по-русски"
Читать на сайте Вестник КавказаПоздно ночью, уже после полуночи, члены грузинского парламента, изрядно уставшие от многодневных дебатов, утвердили новое правительство премьер-министра Мамуки Бахтадзе. В законодательном органе Грузии 150 депутатов, из которых 116 - члены правящей партии "Грузинская мечта" (ГМ). То есть партия миллиардера Бидзины Иванишвили контролирует более 3/4 списочного состава мандатов. Тем не менее за Кабмин Мамуки Бахтадзе проголосовал только 101 депутат, 12 - выступили против. Судя по всему, остальные просто решили отдохнуть и не дожидаться, зная, что ресурсов правящей партии наверняка хватит для выражения вотума доверия новому правительству. Оппозиция бурно дискутировала, критиковала Бахтадзе и его команду, но повлиять на исход не могла.
Перед окончательным утверждением своего Кабинета, Бахтадзе, номинированный на этот пост еще в прошлом месяце, осуществил структурную реформу правительства. Число министерских портфелей сокращено с 14 до 11. Министерство по делам беженцев и расселению упразднено. Его функцию будет выполнять Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты. Министерство по исполнению наказаний и пробации слилось с Минюстом, а Министерство просвещения берет на себя заботу о спорте и культуре. Сохраняется "портфель" госминистра по примирению и гражданскому равноправию, который занимается проблематикой Абхазии и Южной Осетии.
Премьер называет сокращение числа министерств осуществлением своей давней идеи о "малом правительстве" - Грузии не нужно множество министерств с раздутыми штатами, их сокращение позволит сэкономить бюджетные средства. Впрочем, оппозиция возражала: "малое правительство", в классическом понимании, означает не механическое сокращение числа министерств, а минимизацию правительственной роли в экономике, о чем говорить пока не приходится.
В новом-старом правительстве Бахтадзе всего три незнакомых лица: министр образования Михаил Батиашвили, министр финансов Иване Мачавариани и министр экономики Георгий Кобулия. Все другие министры, включая глав силовых ведомств, сохранили посты. Главой МИД стал бывший заместитель министра Давид Залкалиани. Тем самым премьер, судя по всему, пытается подчеркнуть преемственность внешней политики страны.
Министр обороны Леван Изория и министр внутренних дел Георгий Гахария остались на должностях еще и по то причине, что пользуются особым доверием Иванишвили.
Соратники бывшего президента Михаила Саакашвили по оппозиционной партии "Единое национальное движение" (ЕНД), а также их коллеги по парламентской фракции "Европейская Грузия" (ЕГ) солидарно голосовали против утверждения правительства, либо вовсе не принимали участие в голосовании. Впрочем, процесс выражения вотума доверия новому Кабинету министров и все необходимые процедуры (в том числе слушания во фракциях и дебаты на пленарном заседании) они использовали для поиска и обнародования "скелетов в шкафу" как самого премьера, так и его назначенцев.
Выяснилось, что 36-летний Мамука Бахтадзе десять лет назад возглавлял компанию "Центр-поинт инвест" - дочку девелоперской компании "Центр-поинт", основатели которой сестры Майя и Русудан Кервалишвили, сидят в тюрьме за обман тысяч дольщиков. "То есть они были виновны, а вы кристально чисты?" - спросила у Бахтадзе во время парламентских депутатов оппозиционер Ирма Надирашвили. Премьер ответил, что его компания лишь привлекала средства граждан с помощью международного фонда, а к долевому строительству отношения не имела.
Компроматом считается также и то, что Бахтадзе - магистрант МГУ и некоторое время жил в Москве, как и новые люди в правительстве. Оппозиционеры не скрывают обеспокоенности: новые министры "слишком хорошо говорят по-русски" и в их грузинском заметен "русский акцент".
Однако приоритетами правительства Бахтадзе назвал интеграцию в евроатлантические структуры и объединение страны - примирение с "абхазскими и осетинскими согражданами". Он подтвердил, что Грузия остается верна своим международным обязательствам, в том числе по строительству евразийского коридора по доставке энергоносителей из каспийского бассейна в Турцию и Европу, а также развитию коммуникаций между Азербайджаном, Грузией и Турцией.
Главной интригой новой политики Бахтадзе остается его отношение к банковскому сектору. Премьер уже выступил с рядом инициатив против роста задолженности населения, предложив ограничить бесконтрольность банков при выдаче потребительских кредитов. Коммерческие банки смогут выдавать такие кредиты лишь тем физическим лицам, документально подтвердившим доходы. Штрафные санкции при неуплате долга и процентов будут рассчитываться не со всей суммы кредита, а с ее оставшейся части. "Это меры против шулерства некоторых банков", - подчеркнул премьер. Оппозиционеры за это окрестили Бахтадзе "леваком" и "коммунистом". Но как заявил "Вестнику Кавказа" политолог Георгий Хухашвили, все регуляции направлены лишь на "обуздание банковской вседозволенности и против того, чтобы банки своевольничали в экономике", и вряд ли эти новшества можно считать проявлением "левачества".
Впрочем, все обвинения и претензии наверняка будут постоянно транслироваться и в ближайшие несколько месяцев: осенью в Грузии состоятся президентские выборы. Правящая партия и оппозиция готовятся к ним как к решающему сражению с малым количеством правил игры и ограничений. Саакашвили уже анонсировал скорое возвращение на родину и обещал "прогнать олигарха Иванишвили вместе с его "новой-старой командой".