Трамп и Меркель помирились в Брюсселе и прочие итоги саммита НАТО

Читать на сайте Вестник Кавказа

Проходящий в Брюсселе 11-12 июля саммит НАТО обещает стать одним из самых результативных за последние годы. Это будет главной неожиданностью, а то даже достижением с учетом обостренных отношений между государствами и в целом весьма "нервной" международной обстановки.

Итог 1. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг обещал, что на саммите будет утверждена инициатива по укреплению обороны и политики сдерживания "4 по 30". Правда, выполнение этого плана начнется не завтра-послезавтра, а только в 2020 году. Но одно только принятие проекта снизит остроту отношений между США, который год требующими увеличения вклада в альянс от каждого члена, и европейскими лидерами НАТО. Приведенная формула "4 по 30" подразумевает создание 30 механизированных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей, готовых к действиям в течение 30 дней. Столтенберг также отметил, что лидеры альянса согласуют командную структуру, которая предусматривает создание нового командования со штаб-квартирой в Норфолке - США, и тылового командования в Ульме - Германия.
И это еще не все. В 2018 году 8 стран-членов НАТО увеличат расходы на оборону до 2% от общего ВВП. Генсек НАТО без экивоков заявил, что повышение расходов на оборону странами НАТО происходит "по заказу" президента США Дональда Трампа. Столтенберг сообщил ряду изданий, что в ходе личной встречи с Трампом он обсудил темы брюссельского саммита: "Трамп прямо говорит об оборонных расходах, и все страны НАТО соглашаются со справедливым распределением нагрузки, и с тем, что надо выделять больше денег на оборону". Таким образом, извлеченный было американским лидером "томагавк войны" можно зарывать обратно, но держать в уме крайне жесткие заявления Трампа по Германии и Франции на встрече со Столтенбергом. Повторить разгромные заявления Трампу труда не составит.

Итог 2. Президент США Дональд Трамп и канцлер Германии Ангела Меркель, кажется, примирились. Незадолго до саммита в Брюсселе Трамп обрушил на Меркель кубометры тяжелой критики с обвинением в чрезмерной ее зависимости от Москвы. Речь шла формально о газовом проекте "Северный поток-2". И главным образом о нем. Но есть подозрения, что Трамп шире смотрел на вещи. Он мог подразумевать неоднозначные заявления Меркель о вредоносности санкционной войны против России, в ходе которой Европа несет свои значительные невосполнимые финансовые потери. Трамп мог быть зол на Меркель из-за недостаточной жесткости Берлина к Москве по донбасской проблеме. Трамп мог быть раздосадован тем, что Германия, выступая против приема Грузии в НАТО, по сути, льет воду на мельницу России.

К слову, на жизненность этой версии очень надеялись в самой Грузии, где уже довольно громко и однозначно заявляют о том, что страна готова к вступлению в НАТО, делает для этого все, включая мощное и представительное участие в операциях альянса, но Германия, не желающая обострения отношений с Россией, попросту блокирует вступление Грузии в альянс. К слову, обоснованность подобного мнения накануне саммита подтвердил и Столтенберг, в интервью Первому каналу грузинского телевидения заявивший, что для приема Грузии в НАТО нужен консенсус всех членов альянса, которого сегодня нет. Он подтвердил, что когда-нибудь Грузия войдет в НАТО, но не назвал даже относительно точных сроков этого события.

Меркель ответила Трампу. Из заявления канцлера заметно, что она уязвлена. Задета. Даже обижена. Ответ получился при этом достойным. А потом подоспела помощь президента Франции Эмманюэля Макрона. Европейские лидеры, кажется, укротили Трампа. Или он решил не идти на обострение с союзниками. Не в последнюю очередь из-за приближающейся встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, с которым Макрон встретится раньше него самого на финальном матче чемпионата мира в Москве, и с которым у Меркель, что бы ни было, а довольно своеобразные отношения, похожие на "свойские".

После встречи с Ангелой Меркель Дональд Трамп заявил, что у них с канцлером "очень хорошие отношения", и что они обсуждали вопросы, связанные с "Северным потоком-2", увеличением расходов на оборону, вопросы миграции и торговли. Во всех сферах есть взаимопонимание.

Итог 3. На брюссельском саммите обозначено очередное расширение НАТО. Небольшое, но это факт. Речь о Македонии. Эта балканская республика получила приглашение или План действий по членству (ПДЧ) в НАТО. По словам Столтенберга, официальное приглашение Скопье получит, как только в Конституцию будут внесены необходимые изменения для того, чтобы новым названием государства стало "Республика Северная Македония". Тем самым противоречия со старожилом НАТО – Грецией, "изумлявшейся" по поводу кражи исторического названия своей провинции, - будут нивелированы. В НАТО считают, что процесс вступления Македонии в альянс может занять около полутора лет. Руководство альянса предлагает также рассматривать пример Македонии, как доказательство того, что двери блока открыты для новых членов.

Итог 4. Украина и Грузия - ни с чем. Про пока неоправдывающиеся надежды и чаяния Грузии уже было сказано выше. Можно добавить, что пока вопрос ее принятия затягивается, в самой стране снижается популярность идеи членства в НАТО. Еще несколько лет назад, согласно опросам, за вступление в Североатлантический альянс выступало не менее 80% населения. Сегодня этот показатель составляет около 60%. По мнению одного из лидеров оппозиционной партии "Европейская Грузия" Серги Капанадзе, похоже, российская пропаганда все-таки не совсем уж нерезультативна, а влияние Москвы понемногу растет. Тем не менее он считает, что исторический выбор в пользу евроинтеграции грузинский народ сделал и разворота на будет.

С Украиной сложнее. Здесь идея вступления в НАТО никогда не была такой популярной, как в Грузии. А сейчас добавились еще и "грузинские проблемы" в виде территориальной целостности этого государства. Есть в НАТО страны, которые также совсем не горят желанием видеть Украину в альянсе. Так, запланированное в дни саммита заседание Украина-НАТО на уровне глав государств и руководства альянса сорвалось из-за позиции Венгрии. Впрочем, несмотря на это, даже в Киеве считают, что заседание не изменило бы ситуацию: в НАТО совершенно не готовы говорить о перспективах приема Украины, в отличие от Грузии.

Две фрондирующие в отношении России республики постсоветского пространства могут найти утешение в том, что в коммюнике, принятом в конце первого рабочего дня саммита, они упомянуты как государства, которым страны НАТО будут помогать в достижении стандартов государств НАТО, реформах, повышении обороноспособности.