Российская нефть переходит на НДД
Читать на сайте Вестник КавказаВ ближайшие годы на ряде российских нефтяных месторождений будет внедрена новая система налогообложения – налог на дополнительный доход (НДД), - закон об этом в третьем, окончательном чтении сегодня приняла Госдума России.
Закон о поправках в Налоговый кодекс подразумевает старт с 1 января 2019 года пилотного проекта новой налоговой системы для нефтяной отрасли, пока ограниченной определенным перечнем месторождений и рядом условий, - передает ТАСС.
Сейчас нефтяные компании платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины, которые взимаются с выручки. НДД должен частично заменить НДПИ: его ставка составит 50%, но в отличие от НДПИ он будет взиматься не с объемов добываемой нефти, а с дохода от ее продажи за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ и расходов на добычу и транспортировку.
Новая система налогообложения будет апробирована в рамках пилотного проекта на ограниченном количестве месторождений в течение нескольких лет, после чего будет принято решение, распространять ли его на всю отрасль.
Перечень пилотных проектов из действующих месторождений Западной Сибири включает в себя 35 лицензионных участков, разрабатываемых "Роснефтью", "Лукойлом", "Газпром нефтью", "Сургутнефтегазом" и другими компаниями. По оценке Минфина, добыча на этих участках с режимом НДД в первые годы составит около 22 млн т или 4% от годовой добычи России.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, целью введения НДД является стимулирование нефтяных компаний на разработку новых месторождений. "Со времен запуска Ванкорского месторождения на севере Красноярского края ничего сравнимого по масштабам у нас уже не вводилось, сейчас вводятся только средние и малые месторождения. Из-за этого прогнозируется падение объемов добычи – старые месторождения истощаются, а заменить нечем. Предполагается, что НДД позволит стимулировать развитие новых проектов и, одновременно, разработку старых до последней капли, что при современном налоговом режиме нефтяникам не выгодно", - сказал он.
"При НДД компании, фактически, не платят либо платят очень мало при старте проекта, когда идут одни лишь затраты на его разработку, а прибыли еще нет. Платить много налогов им приходится уже тогда, когда они запускают на полную мощность месторождения, много добывают нефти и получают большую прибыль. Когда же месторождение начинает истощаться, рентабельность добычи на нем понижается и, соответственно, размер налога на дополнительный доход тоже снижается, благодаря чему низкая рентабельность работы не переходит в ее нерентабельность. То есть в целом логика НДД проста: мало зарабатываешь – мало платишь, много зарабатываешь – много платишь", - пояснил Игорь Юшков.
Подобная схема будет действительно выгодна компаниям. "Компании будут запускать новые проекты, объем добычи будет больше, многие проекты станут рентабельными. Государство на пике добычи будет получать очень большие налоги, то есть выгода обоюдная. Налог не был введен прежде, поскольку государство опасалось, что нефтяники будут записывать себе много убытков, скрывать прибыли и не платить налоги из-за этого. Но сейчас сложилась такая ситуация, что необходимо как бы то ни было стимулировать запуск новых проектов, иначе нас все равно ждет падение доходов бюджета, и лучше попытаться ввести более выгодные всем налог и следить за его исполнением, выявлять и устранять нарушения, чем оставлять просто НДПИ", - подчеркнул ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
Советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов обратил внимание на недостатки нового налога. "Выгода здесь не бесспорна. Когда цены на нефть высокие, налог на добавленный доход позволяет получать большие поступления в бюджет, это так. Но, с другой стороны, когда цены на нефть снижаются, этот же налог по сравнению с НДПИ приносит меньше денег государству. То есть выгода тут сильно зависит от конъюнктуры нефтяного рынка. С точки зрения здравого смысла налог на добавленный доход выглядит более справедливым, поскольку его величина коррелирует с доходами компаний, а НДПИ носит фиксированный характер. В целом эти налоги в разное время в большей или меньшей степени выгодны бизнесу и государству", - отметил он.
"Пока цены на нефть высокие, компании будут платить больше, так что при текущем состоянии рынка, скорее всего, введение этого налога приведет к увеличению поступления в бюджет. Со стимулированием компаний к разработке новых месторождений это связано довольно косвенно. Скорее, стоит искать фискальные цели нового налога – необходимость более эффективно в текущей конъюнктуре взимать налоги с нефтекомпаний", - заключил Сергей Хестанов.