Узбекистан по железной дороге выходит в порт Гвадар и Турцию

Читать на сайте Вестник Кавказа

В Бишкеке в ближайшее время состоится очередной раунд переговоров по строительству железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан (ККУЖД). Об этом сообщил заместитель председателя правления "Узбекистон темир йуллари" (Узбекские железные дороги) Акмал Камалов. По его словам, уже согласованы основные параметры реализации проекта. Осталось уточнить финансирование и дату начала строительства дороги.

Межправительственное соглашение о строительстве железной дороги "Китай – Кыргызстан – Узбекистан" подпишут к осени 2018 года. Масштабный проект обсуждают на высоком уровне 22 года. Его предложил еще в 1996 году первый президент Узбекистана Ислам Каримов, но только сейчас появилась надежда, что дорога будет построена. В частности, новый генеральный секретарь ШОС Владимир Норов назвал поддержку проекта по строительству дороги Китай-Киргизия-Узбекистан одним из приоритетов организации на ближайшую перспективу.

По этой дороге будет осуществляться переброска грузов из Китая через Киргизию и Узбекистан в страны Восточной Европы и Ближнего Востока. Маршрут пройдет через Туркменистан, Каспий, Азербайджан, Грузию и Турцию.

Акмал Камалов сообщил журналистам, что уже состоялось несколько раундов встреч как на рабочем уровне, так и на министерском. "Предварительно определен маршрут, продолжаются переговоры по определению колеи и финансированию проекта", - сказал Камалов. По его словам, уже есть предварительное технико-экономическое обоснование проекта. Специалисты детально определяют количество туннелей, мостов и других искусственных сооружений. На следующей встрече в Бишкеке, мы планируем более детально, обсудить проект, период начала строительства, подрядчиков и субподрядчиков", – рассказал чиновник.

Напомним, что Киргизия настаивала на маршруте, который бы соединил север и юг страны для получения максимального мультипликативного эффекта на экономику страны. Для этого киргизская сторона предлагала проложить колею из Бишкека через Нарынскую область в Ош, что значительно усложняло маршрут, поскольку магистраль должна пройти по высокогорью, а это дело затратное. Сегодня, по словам директора ташкентского центра исследовательских инициатив "Ma'no" Бахтиера Эргашева, Бишкек согласился на "южный маршрут", т.е. дорога пройдет только через Ош. Идею сопряжения Евразийского экономического союза (ЕЭАС) и китайского проекта "Один пояс – Один путь" смогли использовать так, чтобы Россия дала добро на строительство дороги. Железная магистраль пойдет в обход России - через Туркменистан к портам Каспия, Азербайджан, Грузию и Турцию. Что же касается стоимости строительства, то в 1990-х годах этот проект оценивался в сумму около миллиарда долларов. Сегодня он "разбух" до 7 млрд долларов. Но поскольку над проектом "шефство" взял ШОС, то деньги почти наверняка будут выделены из Фонда Шелкового Пути.

По мнению Бахтиера Эргашева, ККУЖД выгодна потому, что она поможет снизить издержки на транзит грузов для Узбекистана почти в два раза, увеличится скорость прохождения грузов, снизится стоимость перевозки грузов по всему маршруту. "Узбекистан уже подготовил внутренние коммуникации. В случае их соединения с ККУЖД мы получаем сквозную транспортно-коммуникационную магистраль от Турции до морских портов Китая. Это еще один серьезный проект глобальной магистрали Восток-Запад. Нужно рассматривать это все в целом, чтобы понимать глубинную логику развития транспортных коридоров в регионе. Это не есть сумма каких-то отдельных проектов. На самом деле речь идет о превращении ЦА в транспортно-транзитный хаб континентального значения. Узбекистан не имеет выхода к морю, и формирование транспортных коридоров для него - вопрос экономического выживания и экономического развития. И экспорт, и импорт в Узбекистан очень дорогой. Eсли мы хотим устойчивого экономического роста, то должны решать вопросы транспортно-транзитных коммуникаций. Делать их дешевыми, делать, так чтобы была конкуренция маршрутов для оптимизации транспортных потоков - к экспортных, так и импортных",- сказал "Вестнику Кавказа" Эргашев.

Есть плюсы и для Киргизии. Как сказал в беседе с автором киргизский эксперт Кубат Рахимов, Ферганская долина соединится с Китаем, появится возможность разработки месторождений полезных ископаемых, активизируется торговля – как региональная, так и с сопредельными государствами. В этом случае Киргизия попадет в логистические и производственные цепочки Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая. Пекин, по словам эксперта, планомерно воплощает в жизнь грандиозный план под названием "Идти на запад" ("Go west"). Синьцзян играет в нем одну из главных ролей. Кроме того что автономный район в последние годы действительно преобразился, в нем была построена сеть железных дорог. Китайская сторона планирует превратить Кашгар – город в Синьцзяне – в мощный индустриально-логистический центр. Его развитие подразумевает строительство железной дороги из СУАР в сторону Индийского океана с выходом к акватории через порт китайский Гвадар в Пакистане (Исламабад отдал порт Китаю за долги). Если к этой "артерии" присоединить дорогу РУз – КР – КНР, то картина международных транспортных коридоров в регионе кардинальным образом изменится. В результате Узбекистан и Киргизия получат выход через территорию Китая к акваториям двух океанов.

Директор по культурным, научным и образовательным проектам Центра традиционных культур (Москва) Александр Собянин сказал "Вестнику Кавказа", что дорога ККУЖД в ближайшее время не состоится: "Это вовсе не означает, что дорога не нужна. Дорога нужна экономике региона. Вопрос стоит в том, какой из проектов появится первым: Китай-Киргзия-Узбекистан или Чуй-Фергана из Сибири в Ферганскую долину, которая далее разветвляется на Таджикистан и Узбекистан. Если первой появится дорога из Сибири, то это - европейский вектор Средней Азии, в том числе Узбекистана. Страны будут развиваться в рамках евразийского интеграционного проекта, и это будет новым уровнем сотрудничества в ЕАЭС. Если же первой появится дорога из Китая, то это означает, что страны переориентируются на китайский интеграционный проект, считай, американский. Но я убежден, что эта дорога не появится", - сказал Собянин. По его словам, ККУЖД несет в себе геостратегические риски. Важнейший вопрос – стандарт железнодорожной колеи. Если Бишкек согласится с китайским стандартом, то в регионе автоматически возникнет "китайская безопасность", китайские военные. И этот вопрос уже выходит далеко за пределы киргизско-китайских отношений, поскольку серьезно задевает интересы России в регионе и потребует повышения национальной безопасности соседних с Центральной Азией российских регионов. Это законы геостратегии". Эксперт полагает, что Москва должна обратить серьезное внимание на экономическое развитие Центральной Азии.