Сирия: нынешний формат зон деэскалации себя исчерпал

Читать на сайте Вестник Кавказа

На этой неделе по инициативе спецпосланника ООН Стаффана де Мистуры прошли консультации высокопоставленных представителей РФ, Ирана и Турции по созданию конституционного комитета Сирии.

Как пояснил ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов, консультации между представителями МИДов стран-гарантов сирийского урегулирования и спецпредставителем ООН дали скромный результат: "Не было предоставлено со стороны сирийской оппозиции списка тех лиц, которые должны участвовать в комитете по новой конституции или по изменениям старой конституции. Единственные списки, которые были предоставлены - списки со стороны сирийского правительства. Поэтому де Мистура заявил, что будет еще одна встреча в таком же примерно формате".

По словам Долгова, вопрос о конституции очень сложный: "Должны пройти консультации среди всех участников комитета по конституции, и выработана общая линия, общие найдены пункты, которые должны быть главными в конституции. Затем должен пройти референдум по этой конституции. Это естественно при демократическом устройстве, которое должно стать основой сирийского государственного устройства. Затем на основе референдума конституция должна быть принята парламентом Сирии. Но это сложный процесс, поскольку имеются и расхождения и внутри оппозиции, и расхождения между представителями правительства и различными частями оппозиции".

Долго напомнил, что межсирийские переговоры достаточно сложно проходили именно за счет того, что имелись расхождения в самом подходе к государственно политическому устройству Сирии: "Требование оппозиции немедленного ухода президента Башара Асада неприемлемо абсолютно. Если это будет продолжаться, то этот процесс может задержаться... Политическое урегулирование - магистральный путь разрешения конфликта, но на территории Сирии действуют десятки тысяч вооруженных боевиков, террористические группировки, как Джебхат ан-Нусра (хотя сейчас США пытаются вывести эту группировку из списка террористических). Это десятки тысяч вооруженных людей".

Между тем заместитель директора Института прогноза и политического урегулирования, специалист по Ирану Александр Кузнецов заметил, что на протяжении последнего полугодия позиция спецпосланника ООН по сирийскому урегулированию Стаффана де Мистуры несколько раз менялась: "В феврале он сказал, что за ним будет последнее слово при формировании конституционного комитета Сирии, на что ему резко оппонировал министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем, который сказал, что большую часть комитета все-таки будет назначать сирийское правительство. Также со стороны Стаффана де Мистуры просматривались попытки уменьшить влияние астанинского формата переговоров. Особенно это проявлялось в апреле-марте, когда проходила операция в Восточной Гуте по освобождению этого пригородного района Дамаска от боевиков. Де Мистура тогда очень скептически оценивал договоренности, достигнутые в Астане. Он говорил, что соглашение о создании зон деэскалации сирийское правительство нарушает при помощи России и Ирана".

По словам Кузнецова, существуют разные подходы к зонам деэскалации: "В мае прошлого года было принято решение об их создании, но со стороны некоторых внешних игроков просматривалось желание сделать эти зоны деэскалации не подконтрольными сирийскому правительству вечными анклавами, где бы размещалась вооруженная оппозиция. Изначально идея этих зон состояла в том, чтобы прекратить насилие, прекратить огонь и постепенно интегрировать эти территории в нормальную политическую и экономическую жизнь остальной Сирии. Сейчас этот формат зон деэскалации себя исчерпал. Мы это видели на примере Восточной Гуты. В настоящее время стоит вопрос о ликвидации этой зоны деэскалации… По мере того, как сирийское правительство берет под контроль все большие территории, гораздо меньше маневра сохраняется у оппозиции на переговорах. Если вы не контролируете какие-то территории в поле, то вам очень сложно заявлять амбициозные требования".