Сеул попросил у Москвы трубопровод

Читать на сайте Вестник Кавказа

Российский газовый концерн "Газпром" возобновил переговоры с властями Южной Кореи о строительстве газопровода через территорию КНДР. Об этом заявил заместитель председателя правления "Газпрома" Виталий Маркелов.

"Этот проект не новый, мы этот вопрос начали обсуждать еще в 2011 году с корейской стороной", - напомнил он. "Были выбраны маршруты, проводились переговоры", - приводит слова Маркелова "Коммерсантъ". Он уточнил, что переговоры были приостановлены после ухудшения отношений между КНДР и Южной Кореей.

Как отметил зампред правления "Газпрома", сейчас "ситуация политическая несколько иная". "И южнокорейская сторона обращалась в "Газпром" относительно возобновления данного проекта", - сообщил Маркелов.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, прокладка трубопровода в Южную Корею по территории КНДР интересна России прежде всего как внешнеполитический проект. "В целом, рынок Южной Кореи для России привлекателен, так как там высокие цены на газ, высокая плотность потребления с развитой инфраструктурой и перспективами роста спроса. Другое дело, что совершенно неочевидна необходимость поставлять газ туда именно по газопроводу. Поставки российского СПГ вполне рентабельны, хотя, конечно, у "Газпрома" сейчас нет и в ближайшие годы не будет собственных мощностей по экспорту СПГ куда бы то ни было – именно поэтому, в отличие от "Новатэка", компания вынуждена рассматривать трубопроводный вариант. Кроме того, есть и ресурсная проблема, потому что там потенциал для роста добычи есть, но по ряду причин он сдерживается, а сроки увеличения добычи достаточно дискуссионны", - указал он.

Главной проблемой прокладки трубопровода представляются риски возобновления эскалации корейского конфликта. "Это риски и для "Газпрома" как поставщика, и для Кореи как потребителя. Текущее урегулирование не сильно отличается от того, что мы наблюдали в предыдущие три десятилетия, и рассчитывать на то, что оно будет долгосрочным, нет никаких оснований. В этом смысле мы говорим о политически очень рискованном проекте, так как мощности могут простаивать в течение многих лет. Здесь надо будет решать вопрос, кто инвестирует в мощности – если не "Газпром", не российский капитал, то мы с удовольствием будем в этом участвовать как поставщики. Но если, как обычно это бывает, Сеул захочет, чтобы прокладку трубы финансировал "Газпром", тогда это будет проект с сомнительной окупаемостью в силу геополитических проблем, а не проблем рынка", - предупредил Алексей Белогорьев.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков предположил, что "Газпром" лишь заявил о сохранении этого проекта в планах, но не о его запуске. "То, что встреча Трампа и Ким Чен Ына прошла и Северная Корея пошла на определенную денуклеаризацию – это только первые шаги, в реальности о стабилизации ситуации между Кореями говорить пока еще не приходится. Чтобы проложить газопровод нужно быть уверенным, что эскалации конфликта не будет, но ведь все прекрасно понимают, что корейцы просто так не пойдут на то, чтобы закрыть ядерную программу. Соответственно, процесс нормализации отношений будет довольно долгим. Кроме того, с точки зрения газовой отрасли, в Южную Корею "Газпрому" гораздо выгоднее поставлять газ в виде СПГ, потому что так компания сохраняет возможность выбора, куда везти газ с СПГ-завода – в Южную Корею, в Японию либо в Китай, тем самым страхуя свои риски", - рассказал он.

"Кроме того, у нас на Дальнем Востоке нет переизбытка газа, наоборот, там его дефицит, нет новых месторождений, из которых можно было бы заполнять этот гипотетический газопровод, а также третью очередь СПГ-завода на Сахалине. Против Южно-Киринского месторождения на шельфе американцы ввели санкции, это существенно отсрочило его ввод в эксплуатацию. То есть большой вопрос, откуда "Газпром" возьмет газ для Сеула. Единственный плюс этого обсуждаемого проекта в том, что уже построен газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток, то есть по своей территории трубу придется тянуть только от Владивостока до границы с Северной Кореей. Но дальше многое зависит от южнокорейцев, прежде всего, готовы ли они покупать газ на границе России и КНДР. Если они на это не согласятся, то сам "Газпром" точно не возьмет на себя риски транспортировки газа по Северной Корее. Думаю, "Газпром" будет настаивать на том, чтобы точка сдачи-приемки была на российско-корейской границе", - ожидает Игорь Юшков.