Чем Израиль собирается "предупреждать" Иран?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Иранская ядерная программа остается одной из первостепенных угроз национальной безопасности Израиля. Тель-Авив вынужден реагировать на угрозы со стороны Тегерана, открыто объявившего своей целью уничтожение еврейского государства. Поэтому причине Израиль ищет решение проблемы, не дожидаясь, пока в руках Тегерана окажется смертоносное оружие. Об этом на минувшей неделе премьер Израиля Биньямин Нетаньяху написала в своем твиттере.

Ближневосточный регион – территория стабильно напряженных международных отношений. За более чем полувековую историю государственности Израиль успел испортить отношения практически со всеми странами Ближнего Востока. Не теряет остроты палестино-израильский конфликт; испорчены отношения с Ираком и Сирией, однако со времени Исламской революции 1979 года реальная угроза уничтожения Государства Израиль исходит из Ирана, который оказывает поддержку исламскому движению сопротивления ХАМАС, правящему в секторе Газа с 2007 года. Однако и сам Иран не может похвастаться большим числом союзников в регионе. Раздираемой войной Сирии, ближайшему союзнику Ирана, потребуется десяток лет на восстановление, Турция - очевидный конкурент Тегерана на всем ближневосточном пространстве, а ситуация в Ираке может считаться ярким примером активной американской внешней политики в регионе, которую Израиль и Саудовская Аравия активно поддерживают. Иран считаем ближневосточных союзников Штатов "продажными государствами".

Израиль хорошо вооружен и имеет опыт ликвидации ядерных установок в государствах Ближнего Востока. За последние три десятилетия Израиль нанес два успешных авиаудара по ядерным объектам. В 1981 году ВВС Израиля разбомбили иракский реактор в Озираке. Тель-Авив располагал информацией, согласно которой Саддам Хусейн собирался производить компоненты для атомной бомбы. Этих подозрений оказалось достаточно для того, чтобы самолеты ударной группы и группы прикрытия F-16 и F-15 осуществили успешный авианалет. Спустя 26 лет в сентябре 2007 года израильская авиация уничтожила ядерный реактор в Сирии, построенный благодаря Северной Корее. Оба налета сошли с рук Израилю, так как было соблюдено необходимое условие по реализации подобных оборонных мероприятий – международный нейтралитет, а также поддержка со стороны ближайших союзников в лице США. Нынешняя ситуация несколько другая, она обусловлена военным присутствием Ирана на территории Сирии, и поэтому несет огромные риски вплоть до начала широкомасштабных военных действий. Соответственно, возможная операция в Иране должна максимально обойтись без серьезных политических последствий и обвинений Израиля в агрессии.

Политическая поддержка у Израиля есть. Еще в 1980-х тогдашний госсекретарь США Александр Хейг, говоря о ядерной угрозе Ирана, прямо заявил: "Если Израиль нанесет упреждающий удар по Ирану, мир будет избавлен от большого количества проблем". За более чем тридцатилетнюю историю вопроса американские президенты негласно поддерживали это заявление, имея возможность в нужный момент заблокировать любую осуждающую Израиль резолюцию Совбеза ООН. Однако в любом случае подобная операция должна была проводиться исключительно силами израильских военных.

С военной точки зрения авианалет может стать наиболее приемлемым решением. Но для столь высокоточной операции необходимо учесть два ключевых момента. Во-первых, нужно составить наиболее безопасный маршрут полета израильских боевых самолетов. Во-вторых, пилоты должны иметь высокую степень подготовки, отработанную в ходе учений, так как, скорее всего, у них будет всего один шанс на успешное проведение операции.

На соблюдении первого условия благоприятно может сказаться ситуация в Сирии, так как государственная граница полностью не взята под контроль правительственными войсками, это же касается воздушного пространства. Известно, что израильские самолеты периодически вторгаются в сирийское воздушное пространство, возвращаясь без потерь. Сложнее провести операцию незамеченной будет, если бомбардировщики проложат свой маршрут над Средиземным морем либо над территориями Ирака или Турции, которая не станет оказывать содействия по политическим соображениям.

Для выполнения второго условия Израиль может обратиться к тактике кратковременных боевых действий, поэтому неутихающие боевые действия в Палестинской автономии можно рассматривать как своеобразную прелюдию к войне с Ираном. Израиль отрабатывает удары по складам с ракетами, которые ХАМАС, скорее всего, обрушит на Тель-Авив, в случае нанесения какого-либо удара по иранским ядерным объектам. Поддержку в проведении операции могут оказать новейшие системы электронного шпионажа. Израильская армия высокотехнологичная. Имеющаяся на вооружении Израиля система электронного подавления позволит вмешиваться в эфирное пространство противника, передавая разного рода дезинформацию.

Иран прекрасно осознает возможность проведения авиационной диверсии, поэтому приобретение российских ЗРК С-300 в 2016 году стало важным шагом в обеспечении безопасности ядерных объектов. Несколько ядерных объектов надежно защищено зенитными комплексами, среди которых завод по обогащению урана "Фордо", расположенный в 150 км к югу от Тегерана. Тель-Авив не скрывает своего раздражения. Во-первых, российские ракетные комплексы могут свести на нет эффективность нанесения ракетно-бомбовых ударов, возможность которых активно обсуждается руководством Израиля. Во-вторых, "встреча" российского и американского оружия (на боевой службе армии Израиля стоят преимущественно ударные и многоцелевые истребители F15 и F16) крайне нежелательна. В случаи провала операции имиджу военно-воздушных сил Израиля, в том числе вооружению стран НАТО, будет нанесен значительный ущерб, и напротив, российские ЗРК подтвердят свою надежность. Сослаться на неподготовленность пилотов военной авиации Израиля будет невозможно.

Тем не менее ликвидация иранских ядерных объектов с военной точки зрения является более перспективной, нежели в политическом смысле. В случае открытого конфликта между Ираном и Израилем Вашингтон будет вынужден оказать прямую поддержку Тель-Авиву, чего пока он всячески избегает. В одном из интервью бывший госсекретарь США Джон Керри заявил о "подстрекательстве" Тель-Авива бомбить Иран авиацией НАТО, что вызвало явное раздражение Вашингтона. В конце концов, Израиль будет вынужден прекратить развитие собственной ядерной программы, поскольку объективной причины продолжать ядерные исследования больше не будет.