К чему приведет уход Квирикашвили

Читать на сайте Вестник Кавказа

О своей отставке грузинский премьер Георгий Квирикашвили сообщил на спецбрифинге, и суть его заявления вызывает недоумение у любого наблюдателя, незнакомого с политическими реалиями Грузии. Так, премьер рассказал, что за 2,5 года правления сумел увеличить рост ВВП с 2% до 6,5%, заключить исторические соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС и Китаем, добиться либерализации визового режима с ЕС, улучшить отношения с Россией, создать в стране атмосферу безопасности, несмотря на проблемы Абхазии и Южной Осетии, увеличить число туристов до 8 млн человек в год при общей численности населения страны в 3,7 млн, начать многомиллиардные инвестиционные проекты, сулящие огромные прибыли и создание десятков тысяч рабочих мест, сблизится с НАТО, стать "стратегическим партнером США".

Премьер заявил об отставке сразу после того, как на последнем заседании политсовета правящей партии "Грузинская мечта" (ГМ) основатель и председатель партии Бидзина Иванишвили в присутствии коллег раскритиковал Квирикашвили за некоторый рост числа бедных и ухудшение положения социально необеспеченных семей. Квирикашвили признал, что у него были разногласия с председателем партии, но до выступления Иванишвили на закрытом заседании политсовета ГМ никто и не думал, что премьер, добившийся тройного роста ВВП, подаст в отставку.

Однако в современной Грузии, в отличие от большинства европейских государств, реальным руководителем правительства является не премьер, а председатель партии - миллиардер Иванишвили. Стоило ему произнести несколько критических фраз, как Квирикашвили сразу оставил пост, а члены парламента от ГМ стали единодушно одобрять такое решение.

По данным "Вестника Кавказа", на злополучном заседании политсовета во "Дворце царя Ростома", который миллиардер построил и подарил собственной партии, речь вообще не шла об отставке главы Кабмина. Иванишвили лишь требовал, чтобы Квирикашвили изменил позицию по нескольким принципиальным направлениям своей политики. Например, отказался от плавающего курса национальной валюты и использовал валютные резервы для сдерживания лари.

Но, как заявил уходящий премьер, он с таким подходом был не согласен, поскольку придерживается не социалистических, а правых взглядов. Поэтому он и решил уйти, предоставив Иванишвили возможность "сформировать собственную команду". Последнее заявление звучит как едкая ирония - в любой европейской стране с парламентской формой правления председатель правящей партии определяет экономическую и финансовую политику, только если сам занимает пост главы Кабмина. Ситуация, когда председатель партии диктует премьеру фискальную политику или ставку рефинансирования, невозможна в демократической системе. 

Тем не менее в Грузии с 2013 года, то есть с момента ухода Иванишвили с поста премьер-министра, сложилась ситуация, когда миллиардер считает себя вправе принимать стратегические решения, доводя их затем до премьер-министра, который обязан беспрекословно слушаться, как топ-менеджер крупного банка обязан выполнять решения основателя и владельца контрольного пакета акций.

Сегодня на это противоречие указал президент Георгий Маргвелашвили, выполняющий, согласно конституции, лишь церемониальные функции. По его словам, Иванишвили должен занять и пост премьера, тогда "разрыва" между конституционными и реальными полномочиями в стране не будет, а Грузия станет похожа на парламентские республики Европы.

Но проблема в том, что Иванишвили ненавидит публичность. Одного его слова достаточно, чтобы правящая партия и парламентское большинство избрали его новым премьером, но миллиардер пока не рассматривает такую возможность, выбирая из трех кандидатур: приемником Квирикашвили может стать министр финансов Мамука Бахтадзе, глава МВД Георгий Гахария или министр инфраструктуры Майя Цкитишвили.

Новое правительство должно быть сформировано в течение трех недель. Если Иванишвили решит править "опосредованно", оставаясь в тени, ситуация существенно не улучшится, а кризис, подобный громкой отставке Квирикашвили, повторится.

Примечательно, что он ушел в отставку после того, как сумел искусно разрулить ситуацию с митингами в связи с убийством двух подростков - после отставки генпрокурора и ареста нескольких фигурантов дела протесты пошли на убыль.

Реагируя на кризис в правящих кругах, бывший президент Михаил Саакашвили, живущий в Нидерландах, анонсировал скорое возвращение и обещал "сурово наказать Иванишвили" за создание в стране "маразматической системы личной безграничной власти".